Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
К сведению 21 фев, 16:22

Оспаривание правомочности действий государственных органов

В последние годы в Казахстане все чаще говорят о внедрении полноценного института административной юстиции и института административных процедур 

Следует отметить, что на сегодняшний день традиционно в теории права и на практике выделяются два возможных способа обжалования – административный и судебный. Административный способ предполагает обращение заинтересованного лица в вышестоящий орган по отношению к органу, принявшему обжалуемый акт. Судебный способ предполагает обращение заинтересованного лица в суд. 

Гражданин и юридическое лицо вправе оспорить решение, действие (или бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего непосредственно в суде. Закон позволяет оспорить не только правовые акты органов власти, выраженные в решениях, приказах, постановлениях и т.д., но и действия (бездействия), не всегда оформленные в виде документа.

Бездействие представляет собой неисполнение должностным лицом или государственным служащим возложенных на него обязанностей; оно может выражаться, например, в оставлении обращения гражданина или юридического лица без рассмотрения полностью или частично, даче ответа не по существу обращения.

Согласно статье 17 закона о государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, отказ в государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов (представительств), а также уклонение от такой регистрации, равно как и иные споры между учредителями юридического лица и регистрирующим органом, могут быть обжалованы в суд. 

Многообразие и сложность взаимодействия граждан и организаций с органами государственной власти зачастую приводит к такому явлению, как правовой спор. Следуя основополагающим принципам и началам демократического общества, право одной стороны использовать власть и принимать решения должно быть сбалансировано правом другой стороны обжаловать решения и требовать их отмены, если они нарушают ее права и свободы. Когда по аналогичному вопросу судятся индивидуальный предприниматель, организация и государственный орган, дело рассматривается специализированным межрайонным экономическим судом, при этом публично-правовой спор приравнивается к обыкновенному хозяйственному спору, вытекающему из отношений, основанных на равенстве сторон.            
       
Вместе с тем Министерством юстиции ведется работа по разработке Концепции проекта Закона «Об административных процедурах» в новой редакции, в которой предполагается закрепить новый порядок обжалования решений государственных органов. В целом, говоря об административном обжаловании, хотелось бы отметить, что административное обжалование, в отличие от судебного, является более быстрым способом разрешения спора, а также простым с точки зрения подготовки и оформления документов. Также, согласно действующему закону, административное обжалование является бесплатным, т.е. государственная пошлина (иная плата) не взимается. Кроме того, при административном обжаловании у заявителя появляется возможность выяснить позицию вышестоящего органа (должностного лица), что дает ему возможность при подаче заявления в суд более грамотно обосновать свои позиции и заблаговременно подготовить дополнительные доказательства. Таким образом, введение самостоятельного института административной юстиции, с одной стороны, будет более эффективным способом защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а с другой – будет способствовать более эффективной работе государственных органов.

Нурлыбек ДАЙРАБАЕВ, управление юстиции Меркенского района