В последние годы в Казахстане все чаще говорят о внедрении полноценного института административной юстиции и института административных процедур
Гражданин и юридическое лицо вправе оспорить решение, действие (или бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего непосредственно в суде. Закон позволяет оспорить не только правовые акты органов власти, выраженные в решениях, приказах, постановлениях и т.д., но и действия (бездействия), не всегда оформленные в виде документа.
Многообразие и сложность взаимодействия граждан и организаций с органами государственной власти зачастую приводит к такому явлению, как правовой спор. Следуя основополагающим принципам и началам демократического общества, право одной стороны использовать власть и принимать решения должно быть сбалансировано правом другой стороны обжаловать решения и требовать их отмены, если они нарушают ее права и свободы. В Республике Казахстан споры между гражданами и организациями, с одной стороны, государственными органами и должностными лицами - с другой, регулируются главой 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан «Производство по делам об оспаривании решений и действий (либо бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих» и рассматриваются судом. Когда по аналогичному вопросу судятся индивидуальный предприниматель, организация и государственный орган, дело рассматривается специализированным межрайонным экономическим судом, при этом публично-правовой спор приравнивается к обыкновенному хозяйственному спору, вытекающему из отношений, основанных на равенстве сторон.
Вместе с тем министерством юстиции ведется работа по разработке концепции проекта Закона «Об административных процедурах» в новой редакции, в которой предполагается закрепить новый порядок обжалования решений государственных органов. В целом административное обжалование, в отличие от судебного, является более быстрым способом разрешения спора, а также простым с точки зрения подготовки и оформления документов. Также, согласно действующему закону, административное обжалование является бесплатным, т.е. государственная пошлина (иная плата) не взимается. Кроме того, при административном обжаловании у заявителя появляется возможность выяснить позицию вышестоящего органа (должностного лица), что дает ему возможность при подаче заявления в суд более грамотно обосновать свои позиции и заблаговременно подготовить дополнительные доказательства. Таким образом, введение самостоятельного института административной юстиции, с одной стороны, будет более эффективным способом защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а с другой – будет способствовать и более эффективной работе государственных органов.
Нурлыбек ДАЙРАБАЕВ, управление юстиции Меркенского района