Обращения, поданные в порядке, установленном Законом РК «О порядке рассмотрении обращений физических и юридических лиц», подлежат обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению
Обращение должно адресоваться субъекту или должностному лицу, в компетенцию которого входит разрешение поставленных в обращении вопросов. В обращении физического лица указываются его фамилия, имя, а также по желанию - отчество, индивидуальный идентификационный номер, почтовый адрес; юридического лица – его наименование, почтовый адрес, бизнес идентификационный номер. Обращение должно быть подписано физическим лицом или представителем юридического лица. Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место рассматривается в течение 15 календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу. Ответы на обращения должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными на государственном языке или языке обращения со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением их права на обжалование принятого решения. Встречаются случаи, когда содержание решения государственного органа не удовлетворяет обратившееся лицо. В таком случае решение, принятое по обращению, может быть обжаловано заявителем в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. В соответствии со статьей 292 Гражданского процессуального кодекса РК (ГПК РК), гражданин и юридическое лицо вправе оспорить решение, действия (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего в суде. Согласно пункту 3 статьи 292 ГПК РК, заявление подается в суд по общим правилам подсудности, то есть по месту нахождения государственного органа или должностного лица, действия которых оспариваются. К решениям, действиям (бездействию) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц, государственных служащих, подлежащим судебному оспариванию, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
1) нарушены права и свободы гражданина и законные интересы юридического лица;
2) созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, а также юридическим лицом законных интересов;
3) на гражданина или юридическое лицо незаконно наложена какая-либо обязанность, или они незаконно привлечены к ответственности.
Министерством юстиции РК разработан проект Закона «Об административных процедурах». Он закрепляет принципы и стадии административных процедур, требования, предъявляемые к административным актам. Также законопроектом урегулированы основания их отмены, правила обжалования и исполнения. Законопроект носит рамочный характер для всех административных процедур. В то же время особенности отдельных административных процедур (детализация сроков, специфика рассмотрения тех или иных вопросов различными госорганами) будут так же, как и сегодня, регулироваться отраслевыми законами.
С. ЕСПОЛОВ, управление юстиции Кордайского района