В области проводится на постоянной основе профилактическая и коррекционная работа по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательных учреждениях.
Ее цели - формирование у подростков позитивной адаптации к жизни, как процессу сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Профилактика суицидального поведения должна быть направлена на решение следующих основных задач:
- своевременное распознавание и ликвидация состояний, несущих потенциальную угрозу самоубийства,
- раннее выявление суицидальных тенденций среди подростков, проведение психокоррекционной работы,
- решение диагностических вопросов и применение необходимых профилактических мер,
- направление на лечение постсуицидальных состояний, дальнейшая психокоррекционная работа.
В случае, если у подростка выявлены суицидальные мысли, но попыток он не совершал, консультирование необходимо направить на:
- улучшение психологического климата в семье,
- помочь родителям принять негативные чувства подростка,
- развить навыки общения с подростком.
Вторичная профилактика заключается в освобождении подростка и членов его семьи от гипертрофированного чувства вины.
На уровне третичной профилактики к работе подключаются медицинские психологи, психотерапевты, психиатры.
Основные направления психокоррекционных мероприятий:
- снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации,
- уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение,
- формирование компенсаторных механизмов поведения,
- формирование адекватного отношения к жизни и смерти,
- обучение социальным навыкам и умению преодолевать стресс,
- психологическая коррекция пассивной стратегии избегания,
- увеличение уровня самоконтроля,
- коррекция направленности личности,
- повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности,
- выработка мотивации на достижение успеха.
«Хотите, чтобы ребенок справлялся с жизнью? Значит, все детство утешайте, обнимайте, принимайте его чувства. Не говорите «Не плачь!», не стремитесь сразу отвлечь и развлечь. Помогайте ему проживать стресс, оставаясь живым, и выходить из него, а не глотать неприятные чувства и отмораживаться. Пусть огорчается, плачет, боится, протестует – и пусть с вашей помощью учится принимать несовершенство мира, переходить от разочарования и протеста к утешению и примирению с реальностью,» - сказал Шалва Амонашвили.
Подготовила Гулим ЖАМБЕКОВА, судебный психолог ЖФ ИСЭ МЮ РК