Проекты законов разработаны в реализацию положений Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года и поручений Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан от 8 февраля 2017 года
Целью разработки законопроектов является комплексное совершенствование системы адвокатской деятельности и оказания юридической помощи.
Основной законопроект состоит из 4 разделов, 7 глав и 98 статей.
Основными положениями законопроекта являются:
1. Устранение имущественного барьера в виде вступительных взносов, что позволит обеспечить доступ к профессии адвоката, повысит конкуренцию между адвокатами и увеличит их количество.
2. В целях улучшения качественного состава адвокатуры пересмотрен порядок проведения аттестации и механизм повышения квалификации адвокатов.
3. Для обеспечения представительства регионов в органах управления РКА устанавливаются ограничения по срокам нахождения в органах управления и порядок их формирования.
4. Упразднение адвокатского ордера. Практика использования этого документа показывает его неэффективность и архаичность. Его наличие создает условия для зависимости адвоката от руководства адвокатской организации.
5. Оптимизация деятельности адвокатуры путем введения Е-адвокатуры; автоматизирования процедуры определения списка адвокатов, участвующих в ГГЮП; введения онлайн-дежурств по ГГЮП; пересмотра деятельности адвокатских контор.
6. Пересмотрен механизм привлечения к ответственности за некачественное оказание юрпомощи. Усовершенствованы положения о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности (двухуровневые дисциплинарные комиссии) (опыт Австрии, Германии, Дании, Нидерландов, Словении, Эстонии и пр.).
7. Возможность граждан рассчитывать на страховое возмещение в случае оказания некачественной юрпомощи (опыт Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландов, Франции, Швеции и пр.). Страхование предполагается ввести с 2020 года.
8. Для осведомленности населения и справедливого ценообразования предусматривается разработка РКА рекомендательной тарифной сетки оплаты помощи адвоката, юридического консультанта (опыт Германии, Франции, США, Польши, Чехии и пр.).
9. Регламентирование деятельности частнопрактикующих юристов, именуемых в законопроекте «юридическими консультантами». Физические лица, оказывающие юрпомощь в виде представительства интересов в суде, будут обязательными членами саморегулируемой организации.
10. Оказание юрпомощи на началах pro bono (опыт США, Англии, Австралии, Франции, Нидерландов и пр.).
Основные новеллы законопроекта предварительно обсуждались с представителями коллегий адвокатов, нотариальных палат, частнопрактикующих юристов, государственных органов, заинтересованных и неправительственных организаций.
Принятие проекта закона не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий.
С. ЕСПОЛОВ, управление юстиции Кордайского района