Главные новости сегодня

Тараз
Курс:5.4 -0.01410.27 +0.76360.87 -0.79
К сведению 13 авг, 10:09

Уронил, разбил - плати…

Как поступить, если вы случайно разбили товар в магазине или повредили его  упаковку? 

Вправе ли администрация магазина требовать возмещения ущерба? Как потребителю доказать свою невиновность, если причиной происшествия послужили внешние обстоятельства? Вправе ли сотрудники охранной службы удерживать посетителя магазина до момента возмещения им стоимости поврежденного товара?

Если вы случайно разбили или испортили товар, который вами еще не куплен, то вы не обязаны за него платить. Пока товар находится на территории магазина, за него отвечает именно магазин. В соответствии со статьями 411 и 446 Гражданского Кодекса РК, ответственность за товар переходит от продавца к покупателю только после заключения договора купли-продажи, то есть после выдачи продавцом покупателю чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Администрация заведения должна создать условия для сохранности своих товаров: иметь ограждения на полках, соблюдать ширину расстояния между стеллажами в торговом зале (она должна составлять от 2,8 до трех метров), следить, чтобы пол не был скользким, и так далее. 
Но потребителю надо помнить, что, согласно п.1 ст. 917 Гражданского кодекса РК, имущественный вред, причиненный хозяину магазина, подлежит возмещению в полном объеме. 

Если администрация магазина или продавцы настаивают на возмещении ущерба, не конфликтуйте. Требуйте составления акта о порче товара, в котором подробно должны быть отражены все детали инцидента, указаны время и обстоятельства, в результате которых случилась неприятность, имена и фамилии основных участников происшествия. В этот момент хорошо заручиться присутствием свидетелей, которые готовы подписать составленный документ. Важно, чтобы все (включая свидетелей) указали в акте свои персональные данные. После этого потребитель может быть свободен. Сотрудники службы безопасности магазина не вправе удерживать клиента и требовать возмещения ущерба, если клиент не желает компенсировать убытки добровольно. Покупатель может быть задержан охраной только для выяснения личности. (Для этого охрана вправе вызвать наряд полиции.) 

Потом владелец может истребовать ущерб через суд. При этом, согласно п.2 ст.917 Гражданского кодекса РК, человек, по неосторожности причинивший кому-либо вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что ущерб причинен не по его вине. Другое дело, если покупатель  разбил товар умышленно, то он обязан заплатить. Но прежде магазин должен доказать это  в судебном порядке, предъявив, например, запись видеокамер.

Уважаемые потребители, при совершении покупок будьте внимательны, знайте свои права и трезво оценивайте ситуацию. Желаем вам приятных покупок.
Консультацию по вопросам защиты  прав потребителей  можно получить по телефону бесплатной «горячей линии» 8-8000-80-90-18 или по телефону 43-54-71.

Статья подготовлена Т. ФЕДОСОВОЙ, департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Жамбылской области