Как показывает практика, в сфере торговли наиболее актуальными
остаются проблемы, связанные с обменом и возвратом некачественного товара.
Несмотря на то, что действующий Закон РК «О защите прав потребителей» четко оговаривает права потребителей в различных ситуациях, многие продавцы не спешат обменивать проданный товар или возвращать за него деньги. Сегодня предоставляем информацию о правильном обмене товара.
- В течение какого срока потребитель вправе обратиться к продавцу с требованием обменять некачественный товар?
- Потребитель вправе обратиться с таким требованием по месту покупки в течение гарантийного срока.
- Какие документы должен предоставить потребитель для осуществления обмена или возврата товара?
- Должен быть документ, подтверждающий факт покупки товара у данного продавца, то есть чек. Его надо хранить до конца гарантийного срока либо срока службы товара.
- В какие сроки должен быть произведен обмен некачественного товара на новый?
- Некачественный товар продавец обязан заменить незамедлительно. Если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый для обмена товар, замена должна быть проведена в течение десяти календарных дней со дня предъявления такого требования. Если необходима дополнительная проверка (экспертиза) качества товара продавцом, то обмен производится в течение 30 календарных дней с момента предъявления соответствующего требования.
- Кто должен оплатить экспертизу качества товара?
- Стоимость дополнительной проверки оплачивается продавцом. Если в результате проверки установлено, что недостатки в товаре возникли по вине потребителя, либо третьих лиц, либо действий непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением на транспортировку. Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя.
- Должен ли потребитель доплатить разницу в цене, если на момент обращения к продавцу цена на товар, который надо обменять, выросла?
- При замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула) перерасчет цены не производится. При замене товара с недостатками на товар другой марки, в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, продавец должен оплатить потребителю разницу в ценах. Если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель оплачивает разницу в ценах.
- Как быть, если потребителя вариант обмена с доплатой не устраивает?
- В случае отказа потребителя от доплаты стороны расторгают договор, и потребителю возвращается денежная сумма за купленный товар.
- Вправе ли продавец удерживать при этом какую-либо сумму, мотивируя тем, что товар уже был в употреблении?
- При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
- В наше время цены меняются очень часто. Какую сумму должен вернуть продавец, если цена на товар к моменту обращения потребителя изменилась?
- В случае повышения цены на товар, подлежащего замене, возвращается сумма цены на момент предъявления требования, в случае понижения цены – на момент покупки. Потребитель всегда остается в выигрыше.
- Кто должен оплатить расходы по доставке и возврату товара ненадлежащего качества?
- Такие расходы оплачиваются продавцом. Если покупатель самостоятельно доставляет товар ненадлежащего качества к месту покупки, то продавец обязан возместить покупателю эти затраты.
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону бесплатной «горячей линии» 8-8000-80-90-18 или по телефону 43-54-71.
Подготовила Татьяна ФЕДОСОВА, ДКРЕМЗКиПП Жамбылской области