Основным новшеством в сфере регистрации прав на недвижимое имущество явилось установление порядка регистрации в электронном виде, который введен в действие с 1 января 2013 года
Электронная регистрация – это государственная регистрация прав и обременений на недвижимое имущество, осуществляемая на основании электронной копии документа. Копия документа поступает в государственную базу данных «Регистр недвижимости» из единой нотариальной информационной системы после нотариального удостоверения сделки.
Согласно ГК РК, сделки, подлежащие в соответствии с законодательными актами государственной или иной регистрации, считаются совершенными после их регистрации, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Нотариус после удостоверения сделки:
с письменного согласия правообладателя направляет электронную копию правоустанавливающего документа, заверенную его электронной цифровой подписью, посредством единой нотариальной информационной системы в информационную систему правового кадастра;
информирует приобретателя недвижимого имущества:
об уникальном номере правоустанавливающего документа, присвоенном единой нотариальной информационной системой;
о сумме сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, подлежащей уплате, или об освобождении от уплаты сбора в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;
в случае освобождения приобретателя недвижимого имущества от уплаты сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество сканирует документ, подтверждающий право на льготу;
направляет в информационную систему правового кадастра:
электронные адреса в сети Интернет участников сделки при их наличии;
электронную копию документа, подтверждающего освобождение лица от уплаты сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Правообладатель или его уполномоченный представитель оплачивает сбор за государственную регистрацию через платежный шлюз «электронного правительства» (ПШЭП) любым способом, предусмотренным уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере информатизации, с обязательным указанием данных плательщика сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и уникального номера правоустанавливающего документа.
После произведения уплаты сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество реквизиты чека (уникальный код платежа, наименование получателя платежа, код бюджетной классификации, наименование банка второго уровня или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, данные плательщика платежа, в том числе его идентификационный номер, сумма сбора, дата и время оплаты, уникальный номер правоустанавливающего документа) сохраняются на ПШЭП в виде электронного чека и направляются в информационную систему правового кадастра.
Для электронной регистрации наличие электронной цифровой подписи гражданина не требуется, главными условиями для такой регистрации являются:
• наличие ИИН;
• доступ в Интернет;
• наличие платежной карты банка.
Преимущество подобной процедуры для юридических и физических лиц — сокращение временных и материальных затрат.
Жанна ИСАЕВА, управление юстиции города Тараза