К сведению
29 мая, 16:06
Обжалование действий (бездействия) должностных лиц и актов (решений) государственных органов
Для обеспечения законности в деятельности государственных органов существенное значение имеют личные обращения граждан с жалобами, предложениями и заявлениями
Выступая в личном качестве как частное лицо, по собственной инициативе, каждый гражданин вправе оценивать деятельность государственного органа, любого должностного лица или государственного служащего с точки зрения ее законности и результативности. Конституцией РК установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, что граждане РК имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные действия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы. Жалоба - требование лица о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов его или других лиц, об устранении неправомерных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц со стопроцентным участием государства либо предоставляющих товары (работы, услуги) в соответствии с условиями государственного заказа и (или) государственного закупа, субъектов крупного предпринимательства по обращениям физических и юридических лиц, с которыми заключен договор на поставку (выполнение, оказание) им товаров (работ, услуг), их должностных лиц, а также отмене их незаконных решений.
Жалобы – важное средство охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник самой разнообразной информации. Они являются эффективным инструментом противодействия бюрократизму, коррупции, должностным злоупотреблениям и правонарушениям. Обращающиеся с жалобами должны получать обоснованные ответы, а там, где нарушены права человека, соответствующие органы обязаны срочно вмешаться и обеспечить соблюдение закона, восстановление нарушенных прав.
Обращения, поданные в порядке, установленном Законами Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», «Об административных процедурах», подлежат обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению.
Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц, а также на акты (решения) государственных органов подается в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) не позднее трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о совершении действия (бездействии) или принятии акта (решения).
Подача жалобы в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) не препятствует обращению в суд за защитой оспариваемых прав, свобод и (или) законных интересов. Действия (бездействие) должностных лиц и акты (решения) государственных органов обжалуются в суд в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан.
Жалоба подается в письменной форме. В ней должны быть указаны: наименование вышестоящего государственного органа (фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) вышестоящего должностного лица), в который (которому) подается жалоба, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и место жительства физического лица либо полное наименование и место нахождения юридического лица, подающего жалобу, индивидуальный идентификационный номер для физического лица или бизнес-идентификационный номер для юридического лица (филиала и представительства); наименование государственного органа, акт (решение) которого обжалуется, или фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются (обжалуется), обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, дата подачи жалобы, перечень прилагаемых к жалобе документов. В жалобе могут быть указаны и иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан и (или) имеющие значение для разрешения жалобы по существу. Жалоба подписывается непосредственно лицом, ее подающим, либо лицом, являющимся его представителем.
Жалоба рассматривается в пределах ее содержания.
По окончании ее рассмотрения по существу выносится мотивированное решение в письменной форме, которое направляется или вручается лицу, подавшему жалобу, а копия решения направляется должностному лицу, действия (бездействие) которого обжалуются, или в государственный орган, акт (решение) которого обжалуется.
В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение о полном или частичном ее удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении. При этом не может быть изменено ранее вынесенное решение, если это повлечет ухудшение положения лица, подавшего жалобу, или лица, в интересах которого она была подана. Лицо, подавшее жалобу, должно быть уведомлено о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования. Отказ в удовлетворении жалобы должен быть мотивирован.
Жанна АРЫСТАМБЕКОВА, руководитель отдела департамента юстиции Жамбылской области