К сведению
28 мая, 14:27
Эффективность законодательства в оспаривании административного регулирования
Возможность обращения граждан и юридических лиц с заявлением об оспаривании законности, правомерности актов органов власти является одним из основных условий формирования правового государства и гражданского общества
Данный правовой институт, с одной стороны, создает условия для защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а с другой - стимулирует государственные органы к неукоснительному соблюдению законов, грамотной и эффективной управленческой и правоприменительной деятельности.
В последние годы в Казахстане существенно сокращены административные барьеры, улучшен бизнес-климат, регламентированы и упрощены процедуры оказания государственных услуг для населения, сокращены и систематизированы разрешительные процедуры и проверки со стороны государства.
Сегодня в Казахстане все чаще говорят о внедрении полноценного института административной юстиции и института административных процедур. Началом основных дискуссий на данные темы послужили положения Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. Именно в этом документе впервые на официальном политическом уровне употреблен термин «административная юстиция». В Концепции отмечается: «В контексте развития административно-процессуального права следует рассматривать вопрос об административной юстиции, разрешающей споры о праве, возникающие из публично-правовых отношений между государством и гражданином (организацией). То есть подлежит рассмотрению вопрос процессуального обособления и легитимации порядка разрешения конфликтов публично-правового характера». Эффективность законодательства в оспаривании административного регулирования является одним из 114 показателей в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума.
В настоящее время отдельные нормы об административном способе обжалования предусмотрены Законом РК «Об административных процедурах». Порядок обжалования решений уполномоченных лиц будет таким же, как и порядок подачи заявления, при этом он будет иметь свои особенности в виде необходимости истребования материалов дела. Особенность будет и в проведении процедуры заслушивания, поскольку здесь появится вторая сторона – ответчик в лице должностного лица органа, принявшего обжалуемый акт.
Анализ зарубежного опыта показывает, что обязательной стадией принятия решения по обжалуемому акту является заслушивание участников процедуры, к которым относятся стороны – заявитель и должностное лицо органа, принявшего обжалуемый акт, а также в отдельных случаях представители заявителя, свидетели, эксперты и другие лица. На данной стадии участникам предоставляется возможность высказаться по делу и привести собственные доводы и обстоятельства.
Законодательное закрепление в Казахстане изложенного порядка административного обжалования, в частности, введение обязательности заслушивания граждан, позволит обеспечить открытость и прозрачность в деятельности государственных органов, что, в свою очередь, повысит доверие граждан.
Н. ДАЙРАБАЕВ, управления юстиции Меркенского района