В своем Послании Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал, что нам предстоит сделать для того, чтобы оказаться в числе лидеров нового мира
ПЕРВОЕ. Индустриализация должна стать флагманом внедрения новых технологий. Необходимо разработать и апробировать новые инструменты, направленные на модернизацию и цифровизацию наших предприятий с ориентацией на экспорт продукции. Важнейшим вопросом становится развитие собственной экосистемы разработчиков цифровых и других инновационных решений. Она должна выкристаллизовываться вокруг инновационных центров, таких, как Назарбаев Университет, МФЦА и Международный технопарк IT-стартапов. Серьезного пересмотра требует организация деятельности Парка инновационных технологий «Алатау».
ВТОРОЕ. Дальнейшее развитие ресурсного потенциала. Важно повысить требования к энергоэффективности и энергосбережению предприятий, а также экологичности и эффективности работы самих производителей энергии. Мы поставили задачу довести долю альтернативной энергии в Казахстане до 30 % к 2030 году. Сегодня у нас уже действует 55 объектов ВИЭ общей мощностью 336 МВт, которыми в 2017 году выработано порядка 1,1 миллиарда кВт∙ч «зеленой» энергии. Важно стимулировать бизнес, инвестировать в «зеленые» технологии. Эти и другие меры потребуют актуализации законодательства, в том числе Экологического кодекса.
ТРЕТЬЕ. «Умные технологии» – шанс для рывка в развитии агропромышленного комплекса. Нужно обеспечить переработку сырья и выходить на мировые рынки с высококачественной готовой продукцией. Приоритетного внимания требует развитие аграрной науки. Она должна заниматься в первую очередь трансфертом новых технологий и их адаптацией к отечественным условиям. При этом необходимо пересмотреть роль аграрных университетов. Этим вузам требуется обновить программы обучения и стать центрами распространения самых передовых знаний и лучшей практики в АПК. Необходимо оказывать всестороннюю поддержку сельхозкооперативам. Интенсификация сельского хозяйства должна происходить с сохранением качества и экологичности продукции. Это позволит создать и продвигать бренд натуральных продуктов питания «Сделано в Казахстане», который должен стать узнаваемым в мире. Нужно переориентировать неэффективные субсидии на удешевление банковских кредитов для субъектов АПК.
ЧЕТВЕРТОЕ. Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры. В целом транзит грузов через Казахстан в 2017 году вырос на 17 % и составил почти 17 миллионов тонн. Стоит задача довести ежегодные доходы от транзита в 2020 году до 5 миллиардов долларов. Это позволит в кратчайшие сроки вернуть затраченные государством средства на инфраструктуру. Необходимо обеспечить масштабное внедрение цифровых технологий, таких, как блокчейн, для отслеживания движения грузов в онлайн-режиме и беспрепятственного их транзита, а также упрощения таможенных операций. Необходимо внедрить Интеллектуальную транспортную систему. Она позволит эффективно управлять транспортными потоками и определять потребности дальнейшего развития инфраструктуры.
ПЯТОЕ. Внедрение современных технологий в строительстве и коммунальном секторе. Обеспеченность жильем на одного жителя за последние 10 лет выросла на 30 % и составляет сегодня 21,6 квадратных метра. Необходимо довести этот показатель в 2030 году до 30 квадратных метров. Нужно установить повышенные требования к качеству, экологичности и энергоэффективности зданий. Строящиеся и уже имеющиеся дома и объекты инфраструктуры необходимо оснащать системами интеллектуального управления
ШЕСТОЕ. «Перезагрузка» финансового сектора. Необходимо завершить очистку банковского портфеля от «плохих» кредитов. Нужно ускорить принятие закона о банкротстве физических лиц. Вывод средств из банков акционерами в угоду аффилированных компаний и лиц должен являться тяжким преступлением. Нацбанку и Правительству следует совместно решить вопрос обеспечения долгосрочным кредитованием бизнеса по ставкам, учитывающим реальную рентабельность в отраслях экономики. Важным являются дальнейшее улучшение инвестиционного климата и развитие фондового рынка.
СЕДЬМОЕ. Человеческий капитал – основа модернизации. В дошкольном образовании к 1 сентября 2019 года необходимо внедрить единые стандарты программ для раннего развития детей, развивающие социальные навыки и навыки самообучения. В среднем образовании начат переход на обновленное содержание, который будет завершен в 2021 году. Во всех регионах на базе дворцов школьников нужно создать сеть детских технопарков и бизнес-инкубаторов со всей необходимой инфраструктурой, включая компьютеры, лаборатории, 3D-принтеры. Следует определить четкий график перехода на латинский алфавит до 2025 года на всех уровнях образования. С 2019 года будет начат переход к преподаванию на английском языке отдельных естественнонаучных дисциплин в 10-м и 11-м классах. Современное здравоохранение должно больше ориентироваться на профилактику заболеваний, а не на дорогостоящее стационарное лечение. Следует переходить от малоэффективной и затратной для государства диспансеризации к управлению основными хроническими заболеваниями с применением дистанционной диагностики, а также амбулаторного лечения. Здравоохранение будет поэтапно переходить на систему обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), основанную на солидарной ответственности населения, государства и работодателей. Важно обеспечить эффективность рынка труда, создать условия, чтобы каждый мог реализовать свой потенциал. Необходимо предоставить больше возможностей для вовлечения людей в продуктивную занятость – открыть собственное дело или получить новую профессию и устроиться на работу. Требуется полномасштабное внедрение единой электронной биржи труда, где должна консолидироваться вся информация о вакансиях и лицах, ищущих работу. Закон по электронной бирже труда необходимо принять до 1 апреля 2018 года. Пенсионная система теперь полностью привязана к трудовому стажу. Кто больше работал, тот будет получать большую пенсию. В связи с этим всем казахстанцам нужно серьезно подойти к легализации своей трудовой деятельности.
ВОСЬМОЕ. Эффективное государственное управление. Требуются решительные действия по улучшению бизнес-климата, особенно на региональном уровне. Правительство должно подготовить новый пакет системных мер по поддержке бизнеса, вывода его из тени. Следует ускорить реализацию плана приватизации, расширив его за счет сокращения числа подведомственных организаций госорганов. Высвобожденные средства нужно направить на внедрение новой системы оплаты труда госслужащих на основе факторно-балльной шкалы. С 1 января 2018 года в городах районного значения, селах и сельских округах с численностью населения свыше 2 тысяч человек законодательно предусмотрено внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления. С 2020 года эти нормы будут действовать во всех населенных пунктах.
ДЕВЯТОЕ. Борьба с коррупцией и верховенство закона. Осуществляются институциональные преобразования судебной и правоохранительной систем. В законодательство внесены нормы, предусматривающие усиление защиты прав граждан в уголовном процессе, снижение его репрессивности. Расширены права адвокатов, а также судебный контроль на досудебной стадии. Разграничены полномочия и зоны ответственности правоохранительных органов.
ДЕСЯТОЕ. «Умные города» для «умной нации». Нужно комплексно внедрять управление городской средой на основе концепции «Смарт Сити» и развития компетенций людей, переселяющихся в город. В мире пришли к пониманию, что именно города конкурируют за инвесторов. Они выбирают не страну, а город, в котором комфортно жить и работать. Поэтому на основе опыта Астаны необходимо сформировать «эталонный» стандарт «Смарт Сити» и начать распространение лучших практик и обмен опытом между городами Казахстана. «Умные города» станут локомотивами регионального развития, распространения инноваций и повышения качества жизни на всей территории страны.
Ербол КАЛМАХАНБЕТОВ, управление юстиции г. Тараза