Что такое гарантийный срок?
Гарантийный срок – период времени, установленный продавцом (изготовителем, исполнителем), законодательством Республики Казахстан или договором в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, которые исчисляются со дня изготовления, приобретения товара (работы, услуги), в течение которых продавец (изготовитель, исполнитель) гарантирует качество товара (работы, услуги) при условии его надлежащего использования и хранения;
Кто имеет право устанавливать гарантийный срок?
Право устанавливать гарантийный срок на товар, работу или услугу принадлежит изготовителю товара и исполнителю работ или услуг. Продавец вправе увеличить гарантийный срок, установленный изготовителем или исполнителем, но не вправе уменьшить его. Кроме того, продавец обязан установить на товар гарантийный срок, если изготовитель или исполнитель его не установил.
С какого момента начинает исчисляться гарантийный срок?
Гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю, если товар нуждается в специальной установке, то с момента установки товара.
Как быть, если на товар не установлен гарантийный срок?
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены потребителем при условии, что недостатки в проданном товаре были обнаружены в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством Республики Казахстан или договором.
Получается, что закон устанавливает гарантийный срок в течение двух лет?
Да. Гарантийный срок, установленный законом, - два года. Следовательно, в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет, и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, продавец (изготовитель) несет ответственность, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Но многие потребители об этом не знают.
Да. И это опять нарушение продавцом своих обязанностей. Согласно ст.25 Закона «О защите прав потребителей», информация о гарантийном сроке должна доводиться до сведения потребителя продавцом.
На что имеет право потребитель в течение гарантийного срока?
1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
1) соразмерного уменьшения покупной цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара.
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
6) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Если в течение гарантийного срока товар был заменен, то гарантийный срок на изделие начинается заново.
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону бесплатной «горячей линии 8-8000-80-90-18 или по телефону 43-54-71.
Статья подготовлена Татьяной ФЕДОСОВОЙ, ДКРЕМЗКиПП по Жамбылской области