На днях на встрече председателя Президиума НПП РК «Атамекен» Тимура Кулибаева с членами регионального совета в Таразе рассмотрены вопросы государственно-частного партнерства (ГЧП).
Недавно по инициативе Министерства национальной экономики РК произошли изменения при процедурах планирования проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Можно выделить такие моменты, которые значительно облегчат работу в этом направлении.
Во-первых, исключена разработка концепции проекта ГЧП (концессионного предложения) как отдельного этапа планирования проектов. Во-вторых, при прямых переговорах по определению частного партнера внедрен новый документ - бизнес-план к проекту. В-третьих, в составе конкурсной документации предусмотрен информационный лист, содержащий описание проекта. Наконец, исключена экспертиза договора, проводимая юридическим лицом либо местным исполнительным органом. Принятие поправок в закон и привлечение большего количества инвесторов позволит расширить структурный портфель проектов ГЧП. Сегодня наибольшее их количество реализуется в сферах образования и здравоохранения.
По данным Министерства национальной экономики, на сегодняшний день на различных стадиях планирования и реализации находятся 547 проектов ГЧП на общую сумму 1,8 триллиона тенге. Освоение этих средств позволит улучшить бизнес-климат страны.
В Жамбылской области реализуются девять проектов общей стоимостью 4,4 миллиарда тенге. По ним Палатой даны положительные экспертные заключения. Из них шесть проектов – это строительство детских садов (2,8 миллиарда тенге). Также речь идет о строительстве участка автомобильной дороги Жанатас-Шымкент, создании и передаче в государственную собственность двух зданий областного центра реабилитации и адаптации инвалидов и сервисном обслуживании физкультурно-оздоровительного комплекса силовых единоборств в г.Шу.
Однако заинтересованности со стороны предпринимателей на объекты пока не наблюдаем. Одной из причин этого считаем отсутствие в области единого государственного органа, в компетенцию которого входит управление проектами ГЧП и координирование их внедрения во всех отраслях.
Еще одна причина - высокая стоимость проектов, которая не позволяет определить эффективность капиталовложений. Например, стоимость проектов ГЧП по строительству пяти садиков варьируется в пределах от 331 до 601 миллиона тенге.
Также останавливает бизнесменов нехватка бюджетных средств на возмещение затрат потенциальным субъектам ГЧП. Лимит государственных обязательств на 2017 год, согласно приказу уполномоченного органа, установлен в размере 8,3 миллиарда тенге. При этом средства на 2018 год не заложены.
Нами изучены, отобраны и обсуждены вместе с МИО наиболее интересные и перспективные проекты в сфере ГЧП (ЖКХ, спорт, здравоохранение, строительство).
В целом на развитие объектов коммунального хозяйства на 2018 год из местного бюджета выделено 526 миллионов тенге. Реализация их в регионе возможна. Так, отделом ЖКХ города по проекту «Освещение пяти улиц города» подготовлена проектно-сметная документация, проводится конкурс по госзакупкам для проведения ведомственной экспертизы.
Есть и другие возможности. В здравоохранении считаем оправданным открытие в рамках ГЧП лечебных кабинетов на базе поликлиник, врачебных амбулаторий. В сфере образования есть потребность в строительстве частных садиков. Отделом образования акимата г. Тараза размещается госзаказ по обеспечению питанием. Бизнес арендует у заведения столовые на весь учебный год. Но конкурсы постоянно выигрывают одни и те же компании, конкуренция не развивается, основные средства не обновляются. В связи с чем нами предлагается на конкурсной основе передавать школьные столовые в доверительное управление.
Это позволит усилить конкуренцию, обеспечить прозрачность в предоставлении доверительного права, а также привлечь большее количество субъектов бизнеса в данный сегмент.
Также мы предлагаем создать рабочую группу по проблемам ГЧП с целью изучения возможностей привлечения частных инвесторов к софинансированию проектов в здравоохранении, образовании, ЖКХ, строительстве, других сферах.
Предлагается проработать вопросы публикации на сайтах МИО информации о потребностях госорганов в услугах в рамках проектов ГЧП, увеличения квоты на возмещение затрат, пересмотреть мощность проектов по строительству детских садов, стоимость проектов.
Вкупе с новшествами законодательного характера это позволит расширить возможности расширения ГЧП.
Марипбек ШАКЕРБЕК, директор Палаты предпринимателдей Жамбылской области