Товарный знак является одним из объектов интеллектуальной собственности, служит для индивидуализации товаров и услуг одних юридических и физических лиц от других
Товарным знаком могут быть любые обладающие различительной способностью слова, буквы, числа, рисунки, изображения, объемные обозначения, логотипы, этикетки или их сочетания, слоганы, используемые для различения товаров и услуг одних производителей от других.
Все большее число стран допускает регистрацию менее традиционных видов товарных знаков, в частности, обозначений, включающих только отдельные цвета, объемных обозначений (форм изделий или упаковок), звуковых или обонятельных (запахов).
Срок действия регистрации товарного знака на территории Республики Казахстан составляет 10 лет с даты подачи заявки и, при желании владельца товарного знака, может быть продлен.
На сегодняшний день в РК зарегистрированы и охраняются более 100 000 товарных знаков/знаков обслуживания.
Это связано с тем, что потребители высоко ценят товарные знаки, их репутацию, имидж и качество, которые они ассоциируют со знаком, и готовы платить больше за продукцию с товарным знаком, который завоевал их признание и удовлетворяет их запросы. Таким образом, только наличие товарного знака с положительными имиджем и репутацией дает его владельцу преимущество в конкурентной борьбе.
Зарегистрированный товарный знак является предметом выдачи лицензии другим компаниям, обеспечивая дополнительный источник доходов для компании.
Многие считают, что регистрация своего предприятия и его фирменного наименования в реестре предприятий и организаций автоматически влечет за собой охрану этого наименования в качестве товарного знака. Это довольно распространенное заблуждение. Поэтому важно понимать разницу между фирменными наименованиями и товарными знаками.
При выборе товарного знака полезно знать, какие обозначения обычно не регистрируются в качестве товарного знака.
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака обозначения, вошедшие во всеобщее употребление для обозначения товаров (услуг) определенного вида; являющиеся общепринятыми символами и терминами; указывающие на вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта; являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение, а также нарушающие общественные интересы, принципы гуманности и морали, другие.
При разработке товарного знака его создателям следует помнить, что товарный знак – это, фактически, визитная карточка компании, и хорошо, если она легко узнаваемая, эстетичная и содержит новые и отличительные элементы.
Глобализация экономик, создание специальных экономических зон, членство в Таможенном союзе сегодня диктуют более жесткую конкурентную борьбу между правообладателями товарных знаков. Иностранные инвесторы придают особое значение охране своих товарных знаков на территории Казахстана.
Казахстан в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Казахстаном в рамках ВТО принял обязательство предоставлять иностранным гражданам такие же права, какие предоставляет своим гражданам.
Эти факты свидетельствуют о том, что товарные знаки, как объект промышленной собственности, сегодня являются серьезным инструментом, дающим конкурентное преимущество на рынке интеллектуальной собственности.
Н. КАЗАКБАЕВА, управление юстиции района Т. Рыскулова