Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
К сведению 28 мар, 14:05

Развитие института присяжных

Поскольку суд присяжных не является единственным шансом на справедливый приговор, и институт присяжных в материально-техническом плане дорого обходится государству, на наш взгляд на данном этапе этот институт не нуждается в реформировании в нашей Республике 

Потому что, как показывает судебная практика в целом, присяжные заседатели выносят справедливый вердикт, особых проблем нет. Но тем не менее, есть определенные трудности с набором достаточного числа кандидатов в присяжные заседатели.  Граждане нередко уклоняются от обязанности участвовать в отправлении правосудия, хотя это гражданский долг и почетная обязанность каждого гражданина Республики Казахстан. 
       
В этой связи период формирования коллегии присяжных заседателей может затянуться на длительный срок. Это связано с тем, что,  во-первых, граждане в большинстве случаев из-за своей неинформированности не понимают, что, приняв присягу, каждый из двенадцати кандидатов получает статус и полномочия действующего судьи. Для этого надо сначала  повысить культуру правосознания наших граждан, и здесь, на наш взгляд, не помешало бы разработать на республиканском уровне  социальную рекламу, где будут поднимать тему «О престиже присяжных заседателей». Во-вторых, суд присяжных в реальности - это серьезная и долгая работа, особенно процесс отбора  присяжных, хотя сам судебный процесс на практике длится недолго. Далеко не каждый присяжный способен надолго оставить свою работу, дом  и привычный образ жизни, хотя это входит в его обязанность и по закону  компенсируется из бюджетных средств. 

На сегодняшний день для рассмотрения одного дела требуется явка не менее 25 кандидатов, чтобы собрать кворум. Надо с запасом отправить свыше 100  извещений  во все районы одной области.  Потому что многие претенденты отсеиваются согласно требованиям закона. На практике специализированные межрайонные суды по уголовным делам для своевременного вручения  извещения кандидатам часто прибегают к помощи районных судов по месту жительства каждого кандидата, а также правоохранительных органов, расследовавших дело. Из этого следует, что для формирования коллегии присяжных по одному делу нужны немалые силы из разных ведомств. 

В этой связи мы полагаем, что пока государство не решит вопрос  с систематическими неявками кандидатов в присяжные и не создаст правовую среду, в которой кандидаты в присяжные не будут уклонятся от явки в суд, не следует передавать  суду присяжных рассмотрение преступлений тяжких и средней тяжести, в том числе краж, мошенничества, а также преступлений, совершенных при осуществлении предпринимательской деятельности. Это будет непросто и в плане материально-технического обеспечения. Скажем, для этого потребуются масштабная закупка соответствующей мебели для размещения присяжных, расширение залов,  что в свою очередь потребует определенных финансовых затрат. 

Вместе с тем, мы не исключаем, что уменьшение количества присяжных заседателей с двенадцати до шести человек, возможно, будет способствовать более быстрому формированию коллегии присяжных заседателей и  сокращению бюджетных средств, а также оперативному рассмотрению дел.

Л. ИЛЬЯСОВА, судья  СМУС Жамбылской области