Конкуренция является неизменным атрибутом любого рынка товаров и услуг с той лишь разницей, что применяемые методы в борьбе за долю рынка и потребителей зависят от типа конкуренции, числа участников предлагаемого потребителям товара и добросовестности способов и приемов, используемых для достижения поставленных целей
В зависимости от используемых методов конкуренция бывает добросовестной и недобросовестной.
При добросовестной конкуренции компании используют повышение качества и характеристик реализуемого продукта, маркетинговые стратегии и рекламу, создание более совершенной группы товаров и услуг.
Отдельного внимания в борьбе с конкурентами заслуживает реклама в общественных средствах массовой информации (в том числе паблисити). С ее помощью можно формировать мнения потребителей, корректировать имидж отдельного товара и всей торговой марки.
Добросовестная конкуренция – это признак здорового рынка, где фактическую пользу от используемых методов в конкурентной борьбе получает конечный потребитель.
Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.
Формы недобросовестной конкуренции:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Во многих странах официально запрещены демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.
В Жамбылской области департамент Комитета Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики по Жамбылской области четко отслеживает недобросовестную конкуренцию, и к участникам рынка, которые ведут себя, недобросовестно, принимаются строгие меры воздействия. Кроме этого, департаментом проводится профилактическая работа по недопущению недобросовестной конкуренции, ежемесячно печатаются статьи с разъяснениями о недобросовестной конкуренции, проводятся круглые толы с участниками рынка, организовываются выступления по телевидению. Добросовестная конкуренция - это путь к процветанию жизни народа Казахстана.
Ляззат СУЛТАНКУЛОВА, ДКРЕМЗК и ПП по Жамбылской области