По решению Организации Объединенных Наций с 1983 года 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей.
Президент США Дж.Ф. Кеннеди, выступая в Конгрессе 15 марта 1962 года,, сказал: "Потребители, по определению, - это все мы. Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение... Но это единственный голос, которого зачастую не слышно".
По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций - ConsumersInternational (CI) - каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей.
В 2018 году CI призвал сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции и предложил в качестве девиза слоган - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
В настоящее время индустрия продажи потребительских товаров и оказания различных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично. Это объясняется тем, что приобретать товары через Интернет-сайты удобно и экономически выгодно, ведь по своей сути Интернет–магазин – это электронный каталог товаров. Все они описаны, снабжены характеристиками, имеются фотографии в разных ракурсах, указана цена. Выбор товара в виртуальных магазинах огромен, такого широкого ассортимента в реальных магазинах вы не увидите. Совершить покупку в Интернете можно в любое удобное для вас время, даже ночью. Способы оплаты за товары и услуги тоже различны: оплата наличными при доставке товара или оказании услуги, банковскими картами онлайн или банковским переводом, возможны и мобильные платежи. И еще в Интернете все товары дешевле. Достоинств у данного вида торговли немало.
Увы, есть у Интернет-магазинов и недостатки. Самый главный – товар невозможно потрогать, примерить. Второй недостаток - вы не получаете купленную вещь сразу же, надо ждать какое-то время доставки товара. Третий недостаток электронной торговли в том, что если полученный товар не соответствует вашему заказу или он вас чем-то не устраивает, то на его возврат в Интернет-магазин тоже уйдет время.
Кроме того, по мере увеличения данного сегмента потребительского рынка и вовлечения в него все большего числа активных пользователей Интернетом, стали появляться и недобросовестные участники рынка, которые фактор удаленности продавца от покупателя пытаются использовать в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес-сообщества.
Если же вы решили воспользоваться услугами виртуального магазина, то должны знать, что основные положения, регулирующие электронную торговлю, регламентированы в следующих нормативных правовых актах: Законы РК «О регулировании торговой деятельности», «О защите прав потребителей», приказ и.о. министра национальной экономики РК от 25.11.2015г. № 720 «Об утверждении Правил осуществления электронной торговли».
Продавец обязан предоставить достоверную информацию о товарах в соответствии с законами РК «О защите прав потребителей» и «О регулировании торговой деятельности» в электронной форме.
Потребитель в свою очередь должен быть бдительным. Для начала необходимо изучить информацию на сайте: наличие юридического адреса и нескольких контактных телефонов, условия и способы оплаты, за чей счет и каким образом производится возврат и обмен товаров как надлежащего, так и ненадлежащего качества. Не лишним будет убедиться, что хорошо работает обратная связь. Попробуйте позвонить по указанным номерам и задать оператору все интересующие вас вопросы.
Если вы уже оформили заказ на сайте, но по какой-то причине передумали, то помните, что вы имеете право отказаться от заказа в любой момент до того, как вскроете упаковку. Кстати, упаковку при получении товара необходимо очень внимательно осмотреть – претензии по внешнему виду товаров после передачи денег курьеру уже не принимаются.
Активные пользователи услуг Интернет-магазинов советуют снять на видеокамеру момент распаковки товара: внутри посылки может оказаться не то, что вы заказывали. При наличии видео вас не обвинят в подмене товара и можно смело требовать обмена товара на другой или добиться возврата денег.
При этом потребитель должен помнить, что его права и защита, установленные законодательством, не распространяются на товары и услуги, купленные у частного лица (через социальные сети, например, «Facebook» и другие), и при возникновении проблем он не сможет обратиться с претензией, поскольку отсутствует договор в рамках действующего законодательства. При покупке через Интернет следует сохранять всю информацию и переписку, связанную с покупкой, до полного окончания сделки.
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону бесплатной «горячей линии» 8-8000-80-90-18 или по телефону 43-54-71.
Подготовила Татьяна ФЕДОСОВА, департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Жамбылской области