Сегодня в Казахстане все чаще говорят о внедрении полноценного института административной юстиции и института административных процедур
Началом основных дискуссий на данные темы послужили положения Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. Именно в этом документе впервые на официальном политическом уровне употреблен термин «административная юстиция».
Эффективность законодательства в оспаривании административного регулирования является одним из 114 показателей в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума.
Традиционно в теории права и на практике выделяются два возможных способа обжалования – административный и судебный. Административный предполагает обращение заинтересованного лица в вышестоящий орган по отношению к органу, принявшему обжалуемый акт. Судебный способ предполагает обращение заинтересованного лица в суд.
В последние годы Казахстане проведены серьезные реформы, направленные на сокращение обременительности государственного регулирования. Существенно сокращены и систематизированы разрешительные процедуры и проверки со стороны государства. В настоящее время отдельные нормы об административном способе обжалования предусмотрены Законом РК «Об административных процедурах». Законопроектом закрепляются принципы и стадии административных процедур, предъявляемые к административным актам, урегулированы основания их отмены, правила обжалования и исполнения.
Порядок обжалования решений уполномоченных лиц будет таким же, как и порядок подачи заявления, при этом он будет иметь свои особенности в виде необходимости истребования материалов дела. Особенность будет и в проведении процедуры заслушивания, поскольку здесь появится вторая сторона – ответчик в лице должностного лица органа, принявшего обжалуемый акт.
С.Турлыбек, начальник управления юстиции Меркенского района