Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
К сведению 13 фев, 15:17

Возможность обращения граждан и законности, правомерности актов органов власти

В последние годы в Казахстане проведены реформы, направленные на сокращение обременительности государственного регулирования 

Существенно сокращены административные барьеры, улучшен бизнес-климат, регламентированы и упрощены процедуры оказания государственных услуг для населения, сокращены и систематизированы разрешительные процедуры и проверки со стороны государства.

Сегодня все чаще говорят о внедрении полноценного института административной юстиции и института административных процедур. Началом основных дискуссий на данные темы послужили положения Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 год. Именно в этом документе впервые на официальном политическом уровне употреблен термин «административная юстиция». В Концепции отмечается: «В контексте развития административно-процессуального права следует рассматривать вопрос об административной юстиции, разрешающей споры о праве, возникающие из публично-правовых отношений между государством и гражданином (организацией). То есть подлежит рассмотрению вопрос процессуального обособления и легитимации порядка разрешения конфликтов публично-правового характера».  Также следует отметить, что «эффективность законодательства в оспаривании административного регулирования» является одним из 114 показателей в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

В настоящее время  отдельные нормы об административном способе обжалования предусмотрены Законом РК «Об административных процедурах». В законе имеется ссылка на Закон «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», в котором раскрывается порядок рассмотрения жалоб. Вместе с тем существующий порядок административного обжалования требует кардинального пересмотра указанной процедуры.

Законопроектом закрепляются принципы и стадии административных процедур, требования, предъявляемые к административным актам. Урегулированы основания их отмены, правила обжалования и исполнения.  Порядок обжалования решений уполномоченных лиц будет таким же, как и порядок подачи заявления, при этом он будет иметь свои особенности в виде необходимости истребования материалов дела. Особенность будет и в проведении процедуры заслушивания, поскольку здесь появится вторая сторона – ответчик в лице должностного лица органа, принявшего обжалуемый акт.

Анализ зарубежного опыта показывает, что обязательной стадией принятия решения по обжалуемому акту является заслушивание участников процедуры, к которым относятся стороны – заявитель и должностное лицо органа, принявшего обжалуемый акт, а также в отдельных случаях представители заявителя, свидетели, эксперты и другие лица. На данной стадии участникам предоставляется возможность высказаться по делу и привести собственные доводы и обстоятельства.

Законодательное закрепление в Казахстане изложенного порядка административного обжалования, в частности, введение обязательности заслушивания граждан, позволит обеспечить открытость и прозрачность в деятельности государственных органов, что, в свою очередь, повысит доверие граждан.
                                                                                                                           
Алтынхан ЖУМАКЕЕВ, управление юстиции г. Тараза