Главные новости сегодня

Тараз
Курс:5.73 0.00398.27 0.00324.27 0.00
К сведению 12 янв, 10:30

Адресная социальная помощь нового формата

С 1 января 2018 года с введением нового формата адресной социальной помощи (АСП) три соцвыплаты для малообеспеченных семей (граждан)  трансформированы в единое АСП (государственные детские пособия детям до 18 лет, специальные госпособия многодетным семьям, имеющим четырех и более несовершеннолетних детей, АСП старого формата). Это позволило упростить порядок назначения пособий для указанных категорий граждан и оптимизировать процесс администрирования выплат.

Дополнительно к предоставляемой адресной социальной помощи каждому трудоспособному гражданину со стороны государства будет оказываться поддержка в обучении и получении профессии с последующим трудоустройством или в открытии собственного дела с предоставлением микрокредита для этих целей. 
Таким образом, система социального обеспечения совершенствуется поступательно. Ее оптимизация осуществляется постепенно, исключая социальную напряженность среди населения.

Сегодня проводится модернизация адресной социальной помощи. Она предусматривает переход от пассивной модели социальной защиты малообеспеченных граждан к активной, основанной на  стимулировании внутреннего потенциала семьи (человека) для поиска выхода из трудной жизненной ситуации. 

С 2014 года эти новые подходы оказания социальной помощи апробируются в Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях, где внедрен пилотный проект «Өрлеу» за счет средств республиканского бюджета, предусматривающий оказание обусловленной денежной помощи для лиц, заключивших социальный контракт.

Суть и отличия новых подходов от действующей системы:
обязательное участие малообеспеченных граждан трудоспособного возраста в активных мерах содействия занятости для получения социальной помощи; с этой целью заключается социальный контракт активизации семьи, в котором определяются обязательства получателя (семьи) по участию в мерах содействия занятости и социальных служб - по содействию в трудоустройстве (обучении) и оказанию иных мер социальной поддержки;
увеличение критерия для оказания социальной помощи с 40 до 50 процентов от прожиточного минимума и, соответственно, размера помощи;
назначение помощи в течение года, то есть на период действия социального контракта, в целях укрепления экономической самостоятельности получателей помощи (по действующей системе - АСП назначается на квартал);
внедрение института сопровождения семьи – осуществляется консультантами и проектными ассистентами, которые отслеживают ход исполнения участниками проекта обязательств по социальному контракту, а также оказывают им поддержку для самостоятельного преодоления трудной жизненной ситуации.

Вышеуказанные новые подходы нашли отражение в законе о внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам социальной защиты населения, который разработан в рамках реализации 84-го шага Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, и введены с 1 января 2018 года.

Законом предусмотрена трансформация трех видов выплат для малообеспеченных в одну (АСП нового формата), при этом АСП будет классифицироваться на два вида: безусловную и обусловленную денежную помощь.

Безусловная денежная помощь (БДП) будет предоставляться тем семьям, в составе которых нет трудоспособных членов (например, семьи инвалидов или пожилых пенсионеров), или семьям, трудоспособные члены которых по объективным причинам не могут участвовать в мерах содействия занятости (например, одинокая мать с детьми дошкольного возраста). Для таких семей обязательное участие в мерах занятости для получения пособия не требуется.
Обусловленная денежная помощь (ОДП) будет предоставляться семьям, имеющим в своем составе как минимум одного трудоспособного члена, при условии заключения социального контракта активизации семьи и обязательного участия всех трудоспособных членов семьи в мерах содействия занятости.

Эти меры будут способствовать повышению социальной ответственности получателей социальной помощи, усилению их мотивированности в поиске работы и самообеспечении, повышению степени участия малообеспеченных граждан в экономике страны и в жизни общества. В конечном итоге это должно благоприятно отразиться на качестве жизни малообеспеченных граждан.

Сауле НИЯЗБЕКОВА, департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по Жамбылской области