Многообразие и сложность взаимодействия граждан и организаций с органами государственной власти зачастую приводят к такому явлению, как правовой спор
Когда по аналогичному вопросу судятся индивидуальный предприниматель, организация и государственный орган, дело рассматривается специализированным межрайонным экономическим судом, при этом публично-правовой спор приравнивается к обыкновенному хозяйственному спору, вытекающему из отношений, основанных на равенстве сторон.
Предполагается, что оно осуществляется по правилам особого искового производства. Но такой процесс имеет свои особенности, выражающиеся, в частности, в процессуальной обязанности государственных органов доказать законность обжалуемых действий (бремя доказывания), сокращенных сроках рассмотрения, учете мнения вышестоящего органа и других факторах. Это дела, вытекающие из публично правовых отношений, где с одной стороны выступает физическое либо юридическое лицо, с другой стороны – государство в лице своих органов, и чьи действия и решения в одностороннем порядке могут прекратить либо изменить права лица, в отношении которого вынесено то или иное постановление, решение. Далеко не всегда эти решения выносятся на основании тщательного анализа и в рамках закона, вследствие чего нарушаются права, свободы и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии со статьей 280 ГПК РК гражданин и юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении их прав, свобод и охраняемых законом интересов. Разумеется, пропуск трехмесячного срока для обращения с заявлением не является основанием для суда к отказу в принятии заявления.
Однако причины пропуска срока выясняются в судебном заседании при рассмотрении заявления по существу и могут являться одним из оснований к отказу в удовлетворении заявления. И если о применении срока исковой давности ходатайствует государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо или государственный служащий, и причины пропуска не являются уважительными, на практике этот срок встает камнем преткновения для вынесения справедливого решения. Не стоит считать, что данный пункт является возможностью законным путем выносить «нужные» решения. В соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса РК в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Однако причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев – в течение срока давности. Таким образом, если болезнь наступила по истечении трех месяцев, срок считается истекшим и восстановлению не подлежит, не говоря уже о полученной травме, перенесенной в домашних условиях, и связанное с ней психо-эмоциональное состояние, доказать которое практически не представляется возможным. Львиная доля лиц, восстанавливающих свои нарушенные права по данной категории дел,– это малоимущее, социально уязвимое население страны, пытающееся получить жилье из государственного жилищного фонда, либо лица, чьи земельные участки изымаются в связи с государственными нуждами, другие.
Общий срок исковой давности снизил бы количество несправедливых решений, повысил авторитет и доверие населения к судебной власти, «развязал» руки добросовестным судьям для вынесения законных и справедливых решений.
Шынгыс АЙНАКУЛОВ, департамент юстиции Жамбылской области