Закон «Об арбитраже» объединил положения двух законов: «О международном арбитраже» и «О третейских судах», определил единые подходы к регулированию в сфере внесудебных способов разрешения споров.
Положения закона также приведены в соответствие с Типовым законом ЮНСИТРАЛ 1985 года «О международном торговом арбитраже», Нью-Йоркской Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года, Европейской Конвенцией о внешнеторговом арбитраже 1961 года.
Указанные международные акты используются арбитрами при разрешении коммерческих споров в подавляющем большинстве стран, известны и пользуются доверием инвесторов, а потому необходимы для Казахстана с точки зрения обеспечения привлекательных условий для ведения бизнеса как иностранных, так и отечественных инвесторов.
В целом можно отметить следующие наиболее важные нововведения в законе:
1) невозможность пересмотра арбитражных решений судами по существу. Арбитражные решения окончательны, никаких вышестоящих инстанций над арбитрами не должно быть. При этом арбитражные решения обязательны для исполнения, вплоть до применения мер принудительного исполнения.
Суды смогут отменить арбитражные решения только в ряде исключительных случаев, связанных с процедурой (решение выходит за рамки арбитражного соглашения, недееспособность одной из сторон и т.п.);
2) предоставлена возможность самим арбитрам пересматривать арбитражные решения по вновь открывшимся обстоятельствам. Такие обстоятельства четко установлены, их всего три:
- установленные приговором суда заведомо ложные данные, подложные документы, на основании которых арбитр вынес решение;
- установленные приговором суда преступные деяния, совершенные при рассмотрении дела;
- признание Конституционным Советом неконституционным нормативного правового акта, который был применен арбитражем при вынесении решения;
3) снят запрет на возможность участия во внутреннем арбитраже государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора, что уравнивает возможности для применения внесудебных процедур урегулирования споров по отношениям с такими субъектами для отечественных инвесторов и иных резидентов РК;
4) в целях обеспечения защиты прав граждан из подведомственности арбитража дополнительно исключены споры между субъектами естественных монополий и их потребителями, установлен запрет на образование арбитражей такими субъектами, а также государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора, банками и банковскими организациями;
5) создана основа функционирования Арбитражной палаты Казахстана.
Международный опыт существования Европейской арбитражной палаты и различных арбитражных ассоциаций в России, Украине и других странах показывает, что создание Арбитражной палаты будет способствовать продвижению деятельности арбитража.
Также в полномочия Арбитражной палаты будут входить назначение и прекращение полномочий арбитра при возникновении разногласий между сторонами;
6) повышены квалификационные требования, предъявляемые к арбитрам;
7) сторонам предоставляется возможность урегулировать спор, который рассматривается в порядке арбитражного разбирательства путем медиации и утверждения соглашения об урегулировании данного спора;
8) адвокаты имеют право осуществлять деятельность в качестве арбитра. Ранее им это запрещалось. Это позволит адвокатам принимать активное участие при разрешении арбитражных споров.
В целом заложенные в законе меры направлены на придание нового импульса арбитражной деятельности в республике, максимальное обеспечение ее соответствия требованиям международных стандартов в данной сфере, что в итоге позволит повысить эффективность защиты прав участников имущественных споров.
С. ИБРАИМОВ, руководитель управления юстиции Кордайского района