Главные новости сегодня

Тараз
Курс:5.7 0.00395.49 0.00335.33 0.00
К сведению 06 дек, 13:02

К духовному обновлению - вместе!

Уважаемые читатели!  В статье «Познавательные  встречи» этого номера нашей газеты мы рассказали о состоявшихся  на минувшей неделе встречах студентов и преподавателей Жамбылского химико-технологического колледжа, колледжа «Болашак», ТарГУ имени М.Х. Дулати и Таразского инновационно-гуманитарного университета с ведущими учеными-филологами Казахстана. 

Активно пропагандируя среди населения программную статью Елбасы Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и ее важнейшую составную часть  - поэтапный переход казахского языка на латинскую графику, эти встречи организовала ОЮЛ «Ассоциация НКО Жамбылской области» при поддержке управления по развитию языков акимата региона и  отдела внутренней политики акимата города Тараза. Знакомим вас с выступлениями участников встреч. 

Сулушаш Курманбекова, руководитель управления по развитию языков акимата Жамбылской области:
«Письменность  - основной символ казахского  народа»  

Уважаемые  гости, коллеги-преподаватели, студенты! Сегодня, в преддверии Дня Первого Президента Республики Казахстан,  в  Таразском  гуманитарно-инновационном университете мы проводим эту встречу за круглым столом. Как вы знаете, в нашей республике создана Национальная комиссия, связанная с внедрением  латинской графики  в казахскую письменность, то есть с ее переходом на  латиницу.  Мы пригласили сегодня  на это мероприятие    членов рабочей группы при Национальной комиссии, обратившись к ним с просьбой   прочитать лекции.  Хочу выразить им особую благодарность за то, что они при напряженном графике работы  любезно  приняли наше приглашение.

Среди нас сегодня находятся истинно патриотичные люди, любящие свой народ, его историю, его прошлое и будущее. Это Ербол Ердинбекулы Тлешов, доктор филологических наук, директор республиканского  координационно-методического Центра развития языков  имени Шайсултана  Шаяхметова, и Алимхан Жунисбеков, доктор филологических наук, заместитель руководителя  Института языкознания РК  имени Ахмета Байтурсынова. 

Народная мудрость гласит: «Без языка нет нации, без нации нет языка». Казахская письменность - основной символ казахского народа. Поэтому переход казахского письма с кириллицы на латинскую графику – это такое же великое событие, как обретение Казахстаном независимости, или перевод столицы нашей  республики из Алматы в Астану. Это событие исторической значимости, исторический шаг. Позвольте предоставить слово  Ерболу Ердинбекулы Тлешову. 

Ербол Тлешов:
 «Посмотрим на мир другими глазами»
(из лекции перед студентами и преподавателями ТИГУ по переходу на латиницу)

Я подхожу к проблеме латинского алфавита с позиций цивилизации. Несмотря на разнообразие, во всем мире латинским алфавитом пользуется 56 процентов всего населения земного шара,  три процента - кириллицей. Останемся ли мы среди трех процентов или будем вместе со всеми, то есть с 56 процентами?  Во всем мире существует до 200 миллионов тюркского народа. Из них 57 процентов используют латинский алфавит, 24 процента - арабскую графику и лишь 17 процентов - кириллицу. Мы опять среди меньшинства. Но мы пойдем от меньшего к большему, с теми, кто движется вперед. Мы идем к мировой цивилизации.   

Переходя на латиницу, мы изменим свой взгляд на мир. Например, арабские знаки рождают другие чувства, ведут к мусульманизации.  Переход на латиницу означает  восприятие мира на международном уровне. Есть новости, связанные с алфавитом. В течение одного месяца создана Национальная комиссия. 16 ноября под председательством Премьер-Министра Б.Сагинтаева состоялось  заседание. Там были созданы четыре рабочих группы: методическая, техническая, экспертная, терминологическая.

У нас есть 30-томный отраслевой  терминологический фонд. В каждом из этих томов  встречается  от девяти до 14 тысяч  терминов, в них примерно 350-360 слов-терминов,  вошедших  в фонд посредством русской письменности. По этой причине мы должны заново пересмотреть процесс словообразования.  Изначально мы говорили  о плане  до 2025 года, но Премьер-Министр  предложил утвердить на три года: посмотрим, как будет идти работа в течение трех  лет, проведем анализ, затем по результатам этих трех лет  утвердим  план еще на три последующих года. Это было сделано для того, чтобы  план был выполнимым. Если из областей будут высказаны дельные предложения, то двери рабочей группы всегда открыты. Для нас главное - чтобы был хороший специалист, не обязательно человек с ученой степенью или званием, главное, чтобы был хорошим  специалистом, хорошим учителем.  

По Казахстану в эксперименте примут участие 16 школ: из двух городов – Астаны и Алматы, четырнадцати областей. Из этих городов  в некоторых классах  будет проводиться апрбоация по латинской графике.  Если в ходе апробации с применением апострофа будут встречаться проблемы и возникнет необходимость замены некоторых букв, и на их месте нужно будт использовать диграфы, то проблема будет решаться.  Латиница многое отрегулирует,  позволит смотреть на многие вещи другими глазами. Реформа казахской письменности является силой, развивающей общество. 
 

Ербол Тлешов:
Модернизация общественного сознания – наш Ренессанс 
(из лекции перед преподавателями и студентами ТарГУ имени М.Х. Дулати)   

Сегодня много говорится о духовной модернизации. Как подчеркнул Глава государства,  при духовной  модернизации или модернизации общественного сознания следует учитывать   четыре вызова-требования: сохранение  национальной идентичности, культ знаний, прагматизм, конкурентоспособность. 
Говоря  о проблемах духовной модернизации,  я хотел бы обратить ваше внимание на  некоторые вещи, я не боюсь говорить об этом прямо. Некоторые  традиции нам не нужны.  Например,  возьмем сватовство.  Это хорошая традиция. Но сколько ненужных расходов и трат!  Потом между молодыми рождаются разногласия: подарки неравноценные, кто-то набрал  подарки в Дордое, кто-то - в магазинах. Эта традиция формировалась  веками, но она  не застывшая, она может модернизироваться. У казахов говорят:  девушку надо сажать на почетное место, ее нужно  баловать, лелеять.   Откуда тогда калым, за который продают девушку? Откуда это взялось?  И таких примеров много. 

Мы должны давать искусственным традициям правильную оценку.  И на традиции,  и на  время, и на будущее мы должны смотреть  объективно и четко. Не все, что создает народ, является «священной коровой». Только тот народ, который критически и объективно заглядывает в свою историю, будет развиваться.  Об этом мы должны говорить открыто.  Мы любим свой народ, но становимся казахами только во время празднования наурыза, надеваем чапан, пьем коже... В другое время  делаем короткие стрижки,  носим короткие вещи - эпоха властвует над нами.  Тогда давайте есть и пить, сидя на полу, не будем ездить на японских машинах,  пользоваться телефонами,   красить волосы, говоря, что это происки шайтана. Можно продолжать этот список до бесконечности.   Здесь есть противоречия.  Я хочу сказать следующее: в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознаня»  отражена эта проблема.  Мы не должны привязываться ко всем традициям. В словах Габита Мусрепова  чувствуется здравый смысл: «У народа, который  все время оглядывается назад, заглядывая в прошлое, будущее туманное». Историю нужно знать,  ценить, почитать. Но мы должны пересмотреть некоторые вещи, некоторые ценности. В нашу эпоху нужно сохранять только положительные  ценности. 

Необходимо  не просто прочитать   программную статью Главы государства,  но увидеть миллионы проблем в ней, найти их и донести до молодежи. Молодежь не хочет мириться с отжившим. Прежняя эпоха отходит в небытие.  Духовная модернизация способствует  консолидации  нации, отбрасывает то, что не характерно для казахов, что не дает им подняться.  Если посмотреть  все  дела Елбасы, которые он совершал за эти 25-29 лет, они имеют главную  цель  - сделать Казахстан известным всему миру.  Сегодняшняя проблема - Казахстан должен познать и узнать самого себя -  не просто быть узнанным во всем мире, а познать себя. 

Как я уже говорил,   духовная модернизация – это возрождение чего-либо. То есть возродить к новой  жизни  то, что было, существовало уже давно. Европа  прошла эпоху Возрождения, эпоху Ренессанса в  тринадцатом-четырнадцатом веках. Вам знакомы, я думаю,  имена  Бокаччо, Данте, Петрарки, Сервантеса, Шекспира, Лопе де Вега, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Донателло, Ботичелли, другие. А теперь мы переживаем эпоху Возрождения.  Путь у молодых людей, которые здесь сидят, будущее будет светлым и прекрасным. Смотрите на мир новыми глазами! 

Подготовил Михаил БУНИН, фото автора