Основными целями Концепции являются обеспечение адекватных размеров пенсионных выплат и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.
Реализация данных целей будет обеспечиваться за счет:
— повышения ответственности государства, работодателя и самих работников за уровень социальной защиты наших граждан, и, соответственно, сохранения и развития многоуровневой системы пенсионного обеспечения.
Концепция будет реализовываться в два этапа:
— на первом (2016—2020 год) планируется заложить правовые основы и обеспечить реализацию первоочередных мер модернизации пенсионной системы;
— на втором этапе (2020—2030 годы) будут приняты меры по повышению эффективности модернизированной пенсионной системы и дальнейшему совершенствованию механизмов защиты прав вкладчиков и получателей пенсионных выплат.
Первый этап предусматривает развитие трехуровневой системы пенсионного обеспечения, которая будет включать:
1) базовую пенсию, предоставляемую государством и направленную на стимулирование участия граждан в пенсионной системе.
В настоящее время базовая пенсия назначается в одинаковом размере для всех граждан, достигших пенсионного возраста, независимо от продолжительности трудового стажа и размера заработной платы. В отличие от этого в проекте предусматривается назначать базовую пенсию в зависимости от стажа участия в системе и при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста. Так, согласно этим изменениям, с 1 июля 2017 года базовая пенсия будет назначаться лишь при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста, а также в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. Социальная пенсия будут устанавливаться в размере 50 процентов от величины прожиточного минимума для лиц, имеющих стаж участия в пенсионной системе менее 10 лет. При 10-летнем стаже участия в пенсионной системе базовая пенсия будет составлять: 50 процентов от прожиточного минимума, за каждый год сверх 10 лет ее размер будет увеличиваться на два процента, а при стаже 35 и более лет будет равна величине прожиточного минимума.
Вышеуказанные преобразования позволят решить проблему всех трех поколений участников пенсионной системы:
первое поколение включает состоявшихся пенсионеров, получающих минимальный размер пенсии, имеющих большой трудовой стаж, но не представивших сведения о доходах на момент выхода на пенсию из-за законодательно установленных ограничений. Для данной категории пенсионеров с 1 июля 2017 года будет произведен единовременный перерасчет базовой пенсии с учетом стажа участия как в солидарной, так и накопительной системах пенсионного обеспечения;
второе поколение — это лица, достигающие пенсионного возраста до 2043 года и имеющие неполный стаж участия как в солидарной, так и в накопительной пенсионной системах. Базовая пенсия в этом случае будет назначаться при достижении лицами данной категории общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от их трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года, и периода уплаты пенсионных взносов в накопительную пенсионную систему после 1998 года;
третье поколение — это лица, которые будут выходить на пенсию после 2043 года; они будут получать базовую пенсию в зависимости от объема накоплений. Для данной категорий лиц базовая пенсия будет назначаться в случае, когда размеры их пенсий, получаемых из других компонентов пенсионной системы, будут ниже установленного социально приемлемого уровня пенсий.
2) второй компонент пенсионной системы — пенсия из новой условно-накопительной системы, которую предлагается ввести с 2018 года. Новый условно-накопительный компонент поддерживает как накопительный, так и распределительный принципы пенсионного обеспечения и формируется за счет 5-процентных взносов работодателей в пользу своих работников.
Новая система поддерживает как накопительный, так и распределительный принцип, а именно:
во-первых, для каждого участника системы в ЕНПФ открывается индивидуальный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых взносов или же пенсионные накопления;
во-вторых, накопления являются условными, не наследуются и не являются собственностью участника системы;
в-третьих, пенсия назначается при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста и при наличии стажа участия в системе не менее пяти лет;
в-четвертых, размер пенсии определяется исходя из фиксированных на пенсионном счету накоплений и ожидаемой продолжительности жизни. То есть, пенсия эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан;
в-пятых, пенсия выплачивается пожизненно и не наследуется. При превышении возраста пенсионера над ожидаемой продолжительностью жизни пенсии выплачиваются за счет текущих взносов работодателей;
в-шестых, государственная гарантия по сохранности взносов с учетом уровня инфляции не распространяется на условно-накопительный компонент.
3) пенсия из действующей накопительной пенсионной системы будет являться третьим компонентом. Она формируется за счет 10-процентных обязательных пенсионных отчислений самих работников. При этом величина получаемых пенсионных выплат будет зависеть от участия и регулярного отчисления взносов граждан в систему, а также от уровня доходности пенсионных накоплений. Сохраняется государственная гарантия по сохранности взносов с учетом уровня инфляции.
Для лиц, занятых во вредных условиях труда, с 1 января 2014 года дополнительно к обязательным пенсионным взносам работников введены обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) в размере пяти процентов от фонда оплаты труда. При этом работодатели отчисляют ОППВ только по тем видам производств, которые отнесены к вредным, и только тем лицам, которые заняты в них.