В проекте закона по реформированию уголовного процесса и совершенствованию иных аспектов правоохранительной деятельности с учетом опыта европейских государств основное внимание уделено реализации задач по укреплению защиты прав человека в уголовном процессе
В частности, подвергаются изменению в сторону сокращения сроки процессуального задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения. Срок задержания лица за совершение преступления без санкции суда предлагается сократить с 72 до 48 часов, а в отношении несовершеннолетних - до 24 часов.
В исключительных, конкретно указанных, случаях допускается задержание без санкции суда до 72 часов - при задержании лица по подозрению в совершении особо тяжкого преступления, террористического или экстремистского преступления, в совершении преступлений в ходе массовых беспорядков, в составе преступной группы, тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, умышленных преступлений, повлекших смерть человека, при невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации.
Данные меры направлены на снижение рисков использования задержания как средства давления и принуждения при сборе доказательств, подкрепляющих обвинение.
Расширение судебного контроля будет осуществляться прежде всего в форме санкционирования процессуальных действий, включая негласные следственные действия. В частности, будут переданы от прокуратуры судам санкционирование проведения негласных следственных действий, продления сроков проведения негласных следственных действий, уведомление лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях.
Предлагается передать от прокуратуры суду функции по санкционированию принудительного освидетельствования, получение образцов, применения залога.
В проекте закона устанавливаются нормы, дающие право лицу, в отношении которого проводились негласные следственные действия, обратиться в суд с заявлением о признании проведения этих действий незаконными и возмещении причиненного ущерба (при наличии такового). Это можно сделать в течение 15 дней с момента уведомления о проведенных в отношении него негласных следственных действиях.
Согласно проекту закона, орган, ведущий уголовное расследование, напрямую может обратиться в суд с ходатайством о санкционировании эксгумации и запрета на приближение. Срок рассмотрения судами таких ходатайств проектом закона сокращен с трех суток до 24 часов.
Повышение уровня защиты прав граждан также выражается в расширении перечня оснований, по которым мера пресечения в виде содержания под стражей не применяется, в первую очередь по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности.
Должна быть исключена практика сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого события. Доказывание должно производиться только по уголовным правонарушениям, по которым начато досудебное расследование в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке. При обнаружении другого факта он должен быть зарегистрирован в ЕРДР, как новое правонарушение, и только после этого он может быть объединен в рамках одного досудебного расследования, начатого ранее.
Это позволит искоренить случаи дополнительного сбора улик по любым другим, относящимся к данному лицу, действиям, при отсутствии доказательств по расследуемому событию.
Повышение состязательности процесса будет выражаться в том, что в частности, адвокаты должны быть наделены полномочиями по обращению к следственному судье с ходатайством помимо назначения экспертизы и о производстве иных следственных действий, сокращение до двух суток сроков предоставления защитнику государственными органами и общественными объединениями справок и иных документов при рассмотрении вопроса о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей подзащитного. Определен механизм приобщения собранных адвокатом документов к материалам дела и приобретения этими документами статуса доказательства. После исследования органом, ведущим уголовный процесс, по окончании ознакомления подозреваемого и защитника с материалами уголовного дела они могут представить дополнительные доказательства и иную информацию, которые в обязательном порядке приобщаются к уголовному делу.
В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, орган, ведущий уголовный процесс, должен проверить все заявления о невиновности или меньшей степени виновности. Поэтому особенно важным является укрепление объективности уголовного процесса с начала досудебной стадии, где стороне защиты отводится важная роль.
Исследование всех имеющих значение для дела доказательств, как стороны обвинения, так и стороны защиты до направления дела в суд, способствует обеспечению защиты прав граждан, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства.
Данные поправки предоставляют адвокатам равные права со стороной обвинения в получении информации, доступе к материалам уголовного дела, обмене информацией о доказательствах.
Упрощается производство по уголовным проступкам, преступлениям небольшой тяжести путем введения приказного производства.
Приказное производство предполагается применять, когда собранными доказательствами установлен факт уголовного проступка или уголовного правонарушения небольшой тяжести и совершившее его лицо, подозреваемый не оспаривает доказательства совершенного им уголовного правонарушения, доказанность вины, согласен с квалификацией его действий, размером причиненного ущерба, санкция совершенного уголовного правонарушения одним из видов основного наказания предусматривает штраф, подозреваемый, гражданский ответчик заявили ходатайство, а потерпевший и гражданский истец согласны с рассмотрением дела в порядке приказного производства без исследования доказательств, их вызова в суд.
Приказное производство не должно применяться в отношении невменяемых, несовершеннолетних или лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования, и лиц, к которым в качестве обязательного дополнительного наказания могут быть применены конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, выдворение за пределы Республики Казахстан.
Такие дела подлежат завершению с направлением в суд в течение пяти суток, рассмотрению в суде - в течение трех суток без проведения судебного заседания.
Анализ судебной практики отправления правосудия судами области за девять месяцев 2017 года показывает, что судьями из числа рассмотренных 1166 уголовных дел в отношении 1338 лиц прекращены производством 667 дел в отношении 744 лица, из них прекращены в порядке медиации 267 дел в отношении 267 человек, освобождены от ответственности 14 лица, в отношении 30 лиц вынесены оправдательные приговора, в согласительном производстве рассмотрено 81 дело в отношении 97 человек, в сокращенном порядке рассмотрено 341 дело в отношении 383 человек.
В целях внедрения цифровых технологий в уголовное судопроизводство, повышения его прозрачности, сокращения сроков уголовного процесса, а также оптимизации затрат на бумажный документооборот 11 августа текущего года Верховным Судом РК, Генеральной прокуратурой РК, Министерством финансов РК, Министерством внутренних дел РК, Агентством РК по делам государственной службы и противодействию коррупции подписан совместный приказ о создании межведомственной рабочей группы и внедрении пилотного проекта «Электронное уголовное дело».
Данный проект стартовал в Жамбылской области 15 августа, планируется его завершение 25 декабря этого года.
Сотрудниками ДВД Жамбылской области осуществлен выезд в Жуалынский, Жамбылский, Байзакский районные суды, суд № 2 г. Тараза, где впервые в Республике Казахстан опробировано электронное санкционирование следственных действий.
Первые в республике электронные материалы в части санкционирования судом выемки и избрания меры пресечения в виде содержания под стражей рассмотрены 16 августа Жуалынским районным судом, которые дали старт данному электронному проекту.
К примеру: материал по уголовному делу в отношении П.М. в части выемки поступил в Жуалынский районный суд 16 августа в 18 часов 48 минут, а в 19 часов 22 минуты рассмотрен судом. То есть на его рассмотрение было затрачено всего 36 минут.
Анализ рассмотрения указанного материала показал, что все процессуальные документы, начиная с заявления в РОВД, всех процессуальных действий и до сопроводительного письма о направлении в суд, имеются в данной электронной карточке.
После вложения постановления суда и наложения на него электронной цифровой подписи данное постановление автоматически направляется в информационный сервис ЕРДР, что исключает необходимость направления копии постановления в бумажном виде в адрес следователя и прокурора.
В целом с начала пилотного проекта до настоящего времени судами в электронном формате рассмотрено 107 ходатайств, из них санкционировано содержание под стражей подозреваемого - 71 материал, продление срока содержания под стражей подозреваемого - пять материалов, арест на имущество - два материала, санкционирование обыска - пять материалов, санкционирование выемки - 14 материалов. Количество рассмотренных в электронном формате уголовных дел составляет 33.
Шифрования канала связи на уровне «Единой Транспортной Среды» (ЕТС) осуществляется оператором связи АО «Национальные Информационные Технологии» начиная с РОВД-Прокуратура-Суд.
За короткий срок реализации пилотного проекта он уже показал все преимущества электронного уголовного дела: оперативность, прозрачность, экономия времени, человеческих ресурсов и бюджетных средств, а самое главное, все это происходит при строгом соблюдении прав и интересов участников уголовного процесса на всех его стадиях, что, в свою очередь, найдет положительное к нему отношение со стороны общественности.
Данная программа имеет высокую степень защиты от несанкционированного доступа к материалам уголовного дела посторонних лиц, в том числе и администраторов системы. Доступ к материалам дела будет исключительно у следователя, который ведет дело, и у прокурора.
Нами направлены предложения в рабочий проект регламента и перечень необходимых документов для каждого санкционирования при направлении в электронном формате.
Рустем АЛЧИНБАЕВ, председатель Жамбылского областного суда