В соответствии с Конституцией, Республика Казахстан признает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы
На сегодняшний день реализация большей части прав и интересов каждого гражданина в нашей стране неразрывно связана с деятельностью органов юстиции.
Основными функциями территориальных органов юстиции являются осуществление государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество, нормативных правовых местных представительных и исполнительных органов, актов гражданского состояния; организация правовой помощи и оказания юридических услуг и обеспечение правовой пропаганды; осуществление государственного контроля в области оценочной деятельности; организация и проведение мероприятий в области защиты прав интеллектуальной собственности; осуществление организационно-методического руководства районными, городскими отделами записи актов гражданского состояния, апостилирование официальных документов, выданных органами юстиции; осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Охватывается также деятельность адвокатуры, нотариата, судебной экспертизы, оценочной деятельности, частных судебных исполнителей, республиканского центра правовой информации.
Согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2014 года № 1009, территориальные подразделения Комитета по исполнению судебных актов присоединены к территориальным подразделениям Министерства юстиции, непосредственно сам Комитет реорганизован в департамент. Функция по регистрации актов гражданского состояния в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по разграничению полномочий между уровнями государственного управления Республики Казахстан» передана местным исполнительным органам.
В настоящее время органами юстиции особое внимание уделяется повышению качества государственных услуг населению путем развития электронного правительства и упрощения административных процедур.
На сегодняшний день некоторые виды государственных услуг граждане могут получить не выходя из дома, посредством электронного правительства:
1. Выдача пяти видов справок о регистрации юридического лица: об участии физического лица в данном юридическом лице, об участии физического лица в других юридических лицах, о наличии филиалов и представительств юридического лица, о зарегистрированном юридическом лице, филиале или представительстве, о прекращении деятельности юридического лица (содержит сведения об основании и ликвидации);
2. Предоставление справок о зарегистрированных правах на недвижимое имущество: о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и его технических характеристиках и об отсутствии (наличии) недвижимого имущества;
3. Оказание государственной услуги по апостилированию официальных документов.
Исполнение вышеназванных и других приоритетных задач органов юстиции лежат в основе разработки и принятия программных документов, которые базируются на общих принципах деятельности органов юстиции: законности, обеспечения прав на защиту, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; гласности, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, иными организациями и должностными лицами.
Адильхан АЛИЕВ, управление юстиции г. Тараза