Главные новости сегодня

Тараз
Курс:5.82 +0.03392.61 -2.66333.03 -1.18
К сведению 04 окт, 13:59

Гуманизация уголовного законодательства

В свете проводимых на сегодняшний день реформ по дальнейшему развитию уголовного права Республики Казахстан, осуществляемого в соответствии с Концепцией правовой политики на 2010-2020 годы, наибольшую актуальность приобретает проблема поиска мер уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступления, не связанных с лишением свободы 

Институт наказания претерпел множество изменений, снижающих репрессивный характер уголовно-правовых норм. Так, лишение свободы теперь рассматривается как мера иссключительная, и ее применение при возможности замены другим наказанием нежелательно. В соответствии со статьей 48 УК РК, лишение состоит в изоляции осужденного от общества путем помещения в учреждения уголовно-исполнительной системы.

Лишение свободы, как и иные виды уголовного наказания, содержащие его элементы, должно применяться лишь тогда, когда достичь целей наказания другими (более мягкими) средствами невозможно. В современных условиях по приговорам, вступившим в законную силу, более трети осужденных лишается свободы. В советский период доля этой меры наказания поднималась до половины и более, что, по-видимому, обуславливалось не столько желанием достичь целей наказания, сколько практикой широкого использования дешевой рабочей силы из числа осужденных. Поэтому наказание в виде лишения свободы невозможно оценить однозначно, ибо оно имеет и негативные, и позитивные стороны. По причине наличия позитивных сторон этот вид наказания не теряет своей актуальности в настоящее время. 

Положительным свойством лишения свободы, в связи с которым к этой мере часто обращаются законодатель и судьи, является ее делимость, то есть возможность в соответствии с тяжестью преступления и особенностями личности виновного дифференцировать наказание путем определения разных сроков. Кроме того, считается, что труд осужденных, хотя и в неполной мере, позволяет компенсировать затраты государства на их содержание. Но не секрет, что вопрос трудовой занятости осужденных является одним из проблемных для уголовно-исполнительной системы, и в условиях рыночной экономики без специальной поддержки государства в местах лишения свободы будет сохраняться безработица.

К недостаткам следует отнести ухудшение материального положения семьи осужденного, в некоторых случаях ее распад, приобретение навыков преступной среды впервые осужденными к лишению свободы. Главным недостатком этой государственной меры принуждения является то что, непрерывное пребывание человека в изоляции от общества в течение 5-7 лет вызывает необратимые процессы в психике. По существу, человек после такого длительного пребывания в неволе возвращается в общество больным и нетрудоспособным.

В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Стратегия «Казахстан - 2050» особо отмечено о необходимости принятия системных мер по повышению конкурентоспособности национальной правовой системы во всех ее базовых отраслях, как публичного, так и частного права, а в сфере уголовной политики - по дальнейшей гуманизации, в том числе декриминализации экономических правонарушений, совершенствованию антикоррупционного законодательства. 

Актуальность гуманизации уголовного законодательства обусловливается:
- повышенным вниманием к правовому статусу личности в целом, ибо человек является для общества и государства высшей ценностью. Не составляет исключения и личность осужденного; 

- необходимостью включения осужденного в систему социально-полезных общественных отношений. Решение данной проблемы будет значительно облегчено, когда освобожденный от уголовного наказания не озлоблен на общество и государство, когда ему оказывается поддержка со стороны окружающих;

- гуманизация уголовно-исполнительного законодательства диктует применение новых, в том числе нетрадиционных подходов в работе с осужденными, поиск путей повышения эффективности деятельности исправительных учреждений, усовершенствование системы стимулирующих средств, направленных на исправление осужденных в целях достижения социально-значимых результатов;

- государство в настоящее время широкомасштабно проводит линию на гуманизацию исполнения наказания. Поэтому должны быть сформулированы теоретические концепции, выработаны конкретные рекомендации государственного принуждения в уголовном наказании, связанным с лишением свободы;

- представляют особое значение вопросы практического осуществления требований гуманизма в деятельности мест лишения свободы, а также проблемы обращения между собой персонала и осужденных.

Поддерживая в целом гуманистическую направленность уголовной политики (ее магистральный путь дальнейшего развития), необходимо сделать, по крайней мере, две существенные оговорки. 

Во-первых, необходим разумный баланс между обеспечением безопасности граждан и всего общества в целом, то есть правопослушной части населения и правами лиц, совершающих преступления. Во-вторых, необходимо учитывать состояние и тенденции современной преступности. 

В заключение следует отметить, что все же нельзя согласиться с мнением некоторых ученых и судей, которые считают, что реальной альтернативы лишению свободы не существует. Частое применение лишения свободы не способствует достижению эффективности уголовного наказания. Лишение свободы нельзя рассматривать как единственное уголовное наказание, способное оказать ощутимое воздействие на состояние преступности. Назначение наказания в виде лишения свободы оказывает скорее  отрицательное, нежели положительное воздействия на лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести. В целом нельзя сказать, что эффективность уголовного наказания достигается его суровостью.

Эффективность всей уголовно-исправительной системы будет достигаться при условии, что каждое лицо, обладающее признаками субъекта преступления, совершившее преступное деяние, будет привлечено к уголовной ответственности и понесет соразмерное наказание за свое деяние. Только в этом случае можно говорить об эффективности и действенности уголовного наказания.

Список литературы:
1. Уголовный Кодекс Республики Казахстан. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет».

2. Ахмеджанов Ф. Проблемы применения штрафа как альтернативы лишению свободы в свете проводимой политики гуманизации уголовного законодательства. Научный журнал Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева. С.568-574.

3. Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050 

А. ТЛЕПОВ,председатель специализированного межрайонного суда по уголовным делам Жамбылской области