Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
К сведению 12 сен, 14:32

Проект Закона РК «О юридической помощи»

Законопроект разработан в целях реализации положений Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858

В Концепции в качестве одного из основных направлений развития правоохранительной и судебной систем, а также правозащитных институтов предусматривается необходимость совершенствования специализированных институтов, связанных с защитой прав и свобод граждан. 

Подчеркивается необходимость совершенствования механизма реализации гражданами конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Согласно Концепции совершенствования требуют система предоставления юридической помощи и система оказания правовой помощи лицам с низким уровнем доходов.

Подчеркивается ведущая роль адвокатуры, как ядра системы оказания гражданам юридической помощи. В качестве основных приоритетов совершенствования деятельности адвокатуры Концепцией выделяются:
- последовательное решение проблемы неравномерности обеспечения адвокатскими услугами в городской и сельской местности;
- коррекция системы администрирования оплаты труда адвокатов, предоставляющих бесплатную юридическую помощь. Предусматривается сделать эту систему консолидированной и прозрачной, что позволит более эффективно использовать бюджетные средства;
- введение института обязательного страхования ответственности адвокатов с учетом зарубежного опыта. 

Основанием разработки законопроекта являются поручения, предусмотренные Протоколом заседания Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан от 8 февраля 2017 года. Протоколом констатируется необходимость дальнейшего совершенствования сферы оказания юридических услуг в целях обеспечения качества предоставляемых услуг, их доступности для граждан, в первую очередь, социально незащищенных слоев населения, а также проживающих в отдаленных местностях.

Протоколом предусматривается выработка предложений по совершенствованию сферы оказания юридических услуг, направленных на:
повышение качества и доступности юридических услуг;
укрепление института адвокатуры, в том числе повышение требований, предъявляемых к адвокатам. Необходимо рассмотреть возможность введения страхования ответственности профессиональной деятельности адвокатов;
введение возможной специализации адвокатов по уголовным, гражданским и иным категориям дел.

Данные меры предполагается реализовать посредством разработки Закона РК «О юридической помощи». Предметом регулирования этого закона, согласно Протоколу, могут стать вопросы: 
оказания всего комплекса юридических услуг; 
допуска на рынок правовых услуг, в том числе большей профессионализации представительства в судах;
расширения института юридических услуг на принципах «pro bono», предусматривающих их оказание на бесплатной основе отдельным категориям граждан; 
определения требований, предъявляемых при подготовке юридических кадров.

Особое внимание хотелось бы обратить на одно из новшеств законопроекта - закрепление оказания юридической помощи на началах pro bono (от лат. «pro bono» - ради общественного блага). В законопроекте данный институт будет модернизирован с учетом международного опыта (США, Англия, Австралия, Франция, Нидерланды) и именован как комплексная социальная юридическая помощь (ст. 19 законопроекта).
Комплексной социальной юридической помощью является оказание на безвозмездной основе юридической помощи установленным лицам, позволяющей констатировать правовое сопровождение с момента обращения до принятия в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, итогового правового  решения по делу (разрешения правовой ситуации).  Установлена категория лиц, имеющих право на получение комплексной социальной юридической помощи, в том числе:

1) лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации в соответствии с Законом Республики Казахстан «О специальных социальных услугах»;
2) участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним;
3) инвалиды первой и второй групп;
4) пенсионеры по возрасту;
5) престарелые и инвалиды, проживающие в медико-социальных учреждениях для престарелых и инвалидов общего типа.
 
Даурен ДАЙРАБАЕВ, и.о. руководителя департамента юстиции Жамбылской области