Заявленного снижения нагрузки на фонд оплаты труда нет в проекте Налогового кодекса.
В феврале 2017 года Глава государства на расширенном заседании Правительства поручил не допустить увеличения налоговой нагрузки и изучить планируемый рост нагрузки на фонд оплаты труда.
Несмотря на это, в проекте нового Налогового кодекса не предусмотрены ранее заявленные Министерством национальной экономики предложения по снижению нагрузки на фонд оплаты труда.
В частности, редакцией проекта нового Налогового кодекса от 14 июля 2017 года, официально внесенного Министерством национальной экономики на экспертное заключение в НПП РК «Атамекен», предлагалось снизить ставку социального налога с текущих 11 процентов до 9,5 с 2018 года, до 6,5 процента с 2020 года.
В августе 2017 года на официальном сайте МНЭ РК размещена несогласованная с НПП РК «Атамекен» редакция проекта нового Налогового кодекса, предусматривающая сохранение ставки социального налога на уровне 11 процентов, без предлагаемого снижения.
Учитывая поручение Премьер-Министра РК об обязательном согласовании проекта нового Налогового кодекса с бизнес-сообществом, НПП РК «Атамекен» ожидает официального пояснения от Министерства национальной экономики относительно снижения социального налога.
Вместе с тем, исходя из исполнения поручения Главы государства, НПП РК «Атамекен» обращает внимание на необходимость смещения акцентов налоговой политики на стимулирование деловой активности, инвестиций и снижение доли теневой экономики.
В этом направлении концептуальным вопросом является общая налоговая и квазиналоговая нагрузка на фонд оплаты труда.
Несмотря на возражения НПП РК «Атамекен» с самого начала обсуждений, еще с 2014 года, с 1 июля 2017 года введены отчисления работодателей и взносы индивидуальных предпринимателей на обязательное социальное медицинское страхование в размере одного процента с последующим повышением ставок: с 2018 года – до 1,5 процента, с 2020 года – до двух, с 2022 года – до трех процентов. Взносы будут отчислять и сами работники: с 2018 года – один процент, с 2019 года – два процента. Обоснованные замечания к реформе ОСМС также были отражены в экспертном заключении.
Наряду с ОСМС с 2020 года будут введены обязательные пенсионные взносы работодателя в размере пяти процентов.
В итоге общая нагрузка на ФОТ вырастет с 33,5 процента в 2016 году до 43,5 процента в 2025 году. Такая высокая нагрузка станет причиной ухода в «тень» большого количества предпринимателей и снижения деловой активности.
В связи с этим «Атамекен» будет инициировать предложения по недопущению роста налоговой нагрузки на всех дальнейших этапах рассмотрения проекта нового Налогового кодекса в Правительстве РК, Администрации Президента и Парламенте РК.
Вопрос выпадающих доходов бюджета предлагаем рассматривать неразрывно с повышением эффективности расходов бюджета и квазигоссектора, в том числе в рамках поручения Главы государства по аудиту расходов на социальную защиту, здравоохранение и образование.
В целом Нацпалата «Атамекен» положительно оценивает открытый формат работы Министерства национальной экономики в рамках поручения Премьер-Министра по подготовке проекта нового Налогового кодекса, учитывающего интересы бизнеса в части сохранения порога по НДС в размере 30000 МРП и действующих специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса, сокращения срока исковой давности для МСБ с пяти до трех лет, введения принципов добросовестности и презумпции невиновности, упрощения администрирования, другие.
Пресс-служба ПП Жамбылской области