На органы налоговой службы Республики Казахстан возложены задачи по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, обеспечение полноты и своевременности исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды и уплаты социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, обеспечение соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан и др.
При реализации этих задач, органы налоговой службы осуществляют налоговый контроль — государственный контроль, осуществляемый органами налоговой службы, за исполнением норм налогового законодательства Республики Казахстан, иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на органы налоговой службы.
Одним из действенных форм налогового контроля является камеральный контроль.
Камеральный контроль — контроль, осуществляемый органами налоговой службы на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.
Цель камерального контроля — предоставление налогоплательщику права самостоятельно устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.
В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска оформляется уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.
Исполнение уведомления об устранений нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения (получения).
Исполнением уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, признается представления налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения, или пояснения по ним, соответствующее требованиям, установленным статьей 587 Налогового кодекса.
Пояснение должно содержать:
1) дату подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом);
2) фамилию, имя и отчество (при его наличии) либо полное наименование лица, представляющего пояснение, его место жительства (место нахождения);
3) идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);
4) наименование налогового органа, направившего уведомление об устранений нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;
5) обстоятельства, являющиеся основанием для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями;
6) перечень прилагаемых документов.
В случае если в качестве основания для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями указываются подтверждающие документы, то копии таких документов, кроме налоговой отчетности, прилагаются к пояснению.
Налогоплательщикам необходимо помнить, что неисполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, влечет приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика в соответствии со статьей 611 Налогового кодекса.
Азамат БОГЕНБАЕВ,
главный специалист налогового управления по г. Таразу