Работа с обращениями граждан является важнейшей формой взаимодействия власти с населением. К сожалению, действующая в настоящее время система исключает возможность оперативного, а иногда и качественного информирования заявителя.
Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан разработал проект «Айкын», предусматривающий прозрачность процедуры прохождения обращений, а также исключение личного контакта чиновников и граждан как предпосылки к коррупционным действиям.
Данный проект предоставляет возможность физическим и юридическим лицам контролировать ход рассмотрения их обращений государственными органами в режиме реального времени. К примеру, отслеживать данные по заявлению, включая не только продвижение документа, принятие решения, но и факты нарушений сроков рассмотрения.
Целью нового проекта является также постоянный социальный контроль и надзор органов прокуратуры в режиме реального времени за деятельностью государственных органов по рассмотрению обращений физических и юридических лиц.
Проект «Айкын» поддержан Администрацией Президента Республики Казахстан, принято решение о внедрении его в масштабах всей республики.
Реализация проекта будет осуществляться поэтапно в течение 2012–2015 годов.
С 1 апреля текущего года проект «Айкын» внедряется в аппарате акима Жамбылской области и его структурных подразделениях. С 1 января 2014 года начнет реализовываться в аппаратах акимов городов районного и областного значения, а также маслихатах области, территориальных ведомствах центральных исполнительных и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, а в районных представительных и исполнительных органах — с 1 января 2015 года.
При подаче обращения лично в государственный орган заявитель получает от сотрудника канцелярии, принявшего обращение, талон с индивидуальным 18-значным номером.
По данному номеру он может получить информацию о ходе и результатах рассмотрения обращения следующими способами: позвонить (бесплатно) на номера 8 800-080-7777 (со стационарного), 1414 (с мобильного) и продиктовать номер талона оператору, отправив SMS–сообщение с номером талона на 1012 (15 тенге на все операторы связи), войти на сайт Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан: http://service.pravstat.kz, выбрать раздел «Обращения в государственные органы», набрать номер талона.
Уникальность проекта «Айкын» состоит в том, что впервые сами граждане и организации могут отслеживать ход рассмотрения своих обращений посредством Интернета.
Внедрение проекта «Айкын» послужит искоренению не только коррупции, но и предпосылок ней, что обеспечит реальную защиту конституционных прав граждан.
Калыбек ЖАКИБАЕВ,
старший прокурор отдела специальных учетов УКПСиСУ ГП РК по Жамбылской области