Вузам необходимо налаживать тесные взаимоотношения с бизнесменами сферы туризма
По мнению Марины Кенжебаевой, во всем мире подготовке кадров для туристического бизнеса уделяется значительное внимание. «Сейчас в республике идет работа по подготовке и переподготовке профессиональных кадров для туристической отрасли. Образование в сфере туризма и гостиничного хозяйства динамично развивается и совершенствуется. С одной стороны, профессиональное туристическое образование в Казахстане имеет явно недостаточный опыт. С другой - зарубежный опыт такого образования всегда был связан с задачами развития всемирного туристического рынка, на котором Казахстан исполняет пока лишь роль донора. Но постепенно происходит переориентация отечественной индустрии туризма на приоритетное развитие более выгодных для экономики Казахстана или более доступных для большинства наших соотечественников въездного и внутреннего туризма», - говорит она.
Мировой опыт развития туриндустрии свидетельствует о том, что профессиональное образование сотрудников - это обязательное условие успешной работы предприятия.
По словам заведующей кафедрой «Туризм и сервис», для кадров, в будущем работающих по направлениям выездного туризма, важно свободное владение иностранными языками, информационными технологиями и знание основ международного права, а развитие внутреннего туризма потребует хороших знаний в области туристической индустрии, планирования туристских потоков, туристических ресурсов отдельных регионов и т. д.
«Уже сегодня при подготовке будущих кадров нужно учитывать наметившиеся тенденции. Возникает потребность в подготовке специалистов нового типа, неординарно мыслящих, обладающих широкими знаниями и навыками в смежных областях, - уверена она. - Такая сфера деятельности, как туризм и гостиничное хозяйство, чрезвычайно многообразна и сложна. Это государственные структуры и учебные заведения, предприятия и фирмы, общественные организации и частные лица. Главная цель - органично вписаться в данную систему взаимоотношений. А что сфера образования может предложить этой системе? Естественно, предоставить квалифицированных выпускников, по своим профессиональным, морально-психологическим качествам готовых работать в сфере туризма».
Как считает М.Кежебаева, оптимальная модель подготовки студентов по специальности «Туризм» должна быть построена в соответствии с моделью деятельности менеджера современной туристической фирмы. Именно поэтому все действующие специализации в сфере туристического образования должны соответствовать основным направлениям современного туризма в Казахстане. Однако разрозненных усилий отдельных вузов республики явно недостаточно. Необходима регулируемая государством система небольшого количества вузов с конкретной специализацией по подготовке туристических кадров.
Главной проблемой, по мнению М.Кенжебаевой, является чрезмерная академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний и нехватка средних специальных учебных заведений, готовящих работников гостиниц, обслуживающий персонал и т.д. Поэтому при огромной нехватке квалифицированных кадров для туристической индустрии выпускники профильных высших учебных заведений часто остаются невостребованными из-за отсутствия специальных навыков и знаний. Проблема качественного сервиса недостаточно эффективно решается не только в рамках подготовки работников гостиничного и туристского бизнеса, но и специалистов смежных отраслей, обслуживающих туристов.
«Основные специализации отечественных вузов в сфере туризма – это «Менеджмент в туризме», «Гостиничное дело», «Спортивный туризм» и т.д. В то же время только единичные учебные заведения готовят аниматоров, гидов-экскурсоводов, т.е. тех специалистов, которые необходимы для обслуживания иностранных туристов, въезжающих в нашу страну. Для Казахстана проблема совершенствования системы подготовки кадров для сферы туризма имеет особое значение в связи с тем, что развитие внутреннего и въездного туризма требует наличия специалистов высокой квалификации. Развивающаяся быстрыми темпами отрасль туризма Казахстана уже в ближайшем будущем будет испытывать недостаток подготовленных кадров», - отмечает она.
Государственные вузы, функционирующие в областных центрах, целенаправленно готовят специалистов для региона, ведут научные исследования по решению региональных проблем и т. д.
«Но взаимодействие между государственными структурами региона, бизнес-сообществом и государственным вузом в настоящее время недостаточно налажено, что служит сдерживающим фактором для максимального использования научного, образовательного и культурного потенциала регионального вуза, - говорит М.Кенжебаева. – Необходимо дальнейшее совершенствование процедуры размещения государственного образовательного заказа на подготовку кадров».
По ее словам, государственный заказ на подготовку специалистов нужно формировать на основе республиканского и местного бюджетов, исходя из потребностей регионов. При этом регион должен предоставить обладателям грантов конкретную работу после завершения ими обучения.
«В соответствии с требованием времени, в ТарГУ имени М.Х.Дулати с 2008 года ведется подготовка кадров по специальности «Туризм». Для подготовки высококвалифицированных кадров, соответствующих требованиям времени, университету необходимо наладить более тесные контакты с представителями туристического бизнеса города Тараза: турфирмами, гостиницами, ресторанами», - добавила М.Кенжебаева.