Налоговый орган выступает уполномоченным органом в ходе реабилитации и банкротстве
Поэтому, налоговым органам очень важно знать, какие новеллы имеются, в связи с принятием нового закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве».
Остановлюсь в некоторых нормах закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве», которых можно считать нововведением в каждодневной правоприменительной практике.
07 марта 2014 года был принят закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве». Опубликован в республиканской газете «Казахстанская правда» от 15 марта 2014 г.
Закон вводится в действие с 26 марта 2014 года.
Также, законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения» от 07 марта 2014 года №177-V ЗРК были внесены соответствующие изменения и дополнения в Гражданский кодекс РК (общая часть), Уголовный кодекс РК, Гражданский кодекс РК (особенная часть), Гражданский процессуальный кодекс РК, Кодекс РК «Об административных правонарушениях», Бюджетный кодекс РК, Налоговый кодекс РК, Кодекс РК «О таможенном деле в РК», Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц и учётной регистрации филиалов и представительств», Закон РК «О хозяйственных товариществах», Закон РК «О банках и банковской деятельности в РК», Закон РК «О производственном кооперативе», Закон РК «Об органах внутренних дел РК», Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», Закон РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках», Закон РК «О Национальном архивном фонде и архивах», Закон РК «О страховой деятельности», Закон РК «О зерне», Закон РК «О потребительском кооперативе», Закон РК «Об органах финансовой полиции РК», Закон РК «Об акционерных обществах», Закон РК «об инвестиционных фондах», Закон РК «О частном предпринимательстве», Закон РК «О развитии хлопковой отрасли», Закон РК «О государственных закупках», Закон РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», Закон РК «О конкуренции», Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», Закон РК «О недрах и недропользовании», Закон РК «О государственном контроле и надзоре в РК», Закон РК «О государственном имуществе», Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения» от 21.07.2011 г., Закон РК «О фонде национального благосостояния», Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам магистрального трубопровода и налогообложения» от 22.06.2012 г., Закон РК «О микрофинансовых организациях», Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения» от 05.12.2013 г.
Тем самым, в связи с принятием закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» были внесены изменения и дополнения в 7 (семь) кодексов, 28 (двадцать восемь) законов.
I. В законе Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» (далее по тексту – Закон) имеются новые понятия, которые в старом законе РК «О банкротстве» не были предусмотрены, это:
- администратор - временный администратор, реабилитационный, временный и банкротный управляющие, назначаемые в установленном порядке в период рассмотрения дел в суде и проведения реабилитационной процедуры и процедуры банкротства;
- процедура банкротства - процедура, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов за счет имущественной массы банкрота в порядке, установленном законами Республики Казахстан;
- сельскохозяйственный производитель - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, производящие сельскохозяйственную продукцию с использованием земли; производящие сельскохозяйственную продукцию животноводства, птицеводства (в том числе племенного с полным циклом, начиная с выращивания молодняка), пчеловодства, если доход от реализации этой продукции, в том числе переработанной, составляет более пятидесяти процентов от общей суммы годового дохода;
- банкротный управляющий - лицо, назначенное уполномоченным органом в области реабилитации и банкротства для осуществления процедуры банкротства;
- градообразующее юридическое лицо - юридическое лицо, определяемое в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;
- имущественная масса - имущество должника или банкрота, на которое может быть обращено взыскание в реабилитационной процедуре или процедуре банкротства, а также имущество иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
-временный администратор - лицо, назначенное судом для составления реестра требований кредиторов и согласования сделок вне рамок обычных коммерческих операций в период разработки плана реабилитации;
- временный управляющий - лицо, назначенное судом для осуществления сбора сведений о финансовом состоянии должника, а также для проведения процедуры банкротства до назначения банкротного управляющего;
- аффилированные лица - физические или юридические лица (за исключением государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции в рамках предоставленных им полномочий, и национального управляющего холдинга), имеющие возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые участником процедуры реабилитации или банкротства решения, в том числе в силу заключенного договора. Перечень аффилированных лиц в процедуре реабилитации или банкротства устанавливается статьей 9 настоящего Закона (ст.1 Закона).
II. За нарушение положений:
1) обратиться в суд о признании его банкротом в случае, когда собственником его имущества, уполномоченным им органом, органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, принято решение о его ликвидации, а стоимости имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме;
2) обратиться в суд о признании его банкротом, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения им денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами;
3) в течение шести месяцев обратиться в суд о признании его банкротом с момента, когда должник узнал или должен был знать о наступлении неплатежеспособности;
4) предоставить суду и администратору в течение трех рабочих дней с даты назначения администратора информацию о финансово-хозяйственной деятельности, в том числе сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе имуществе, обремененном залогом, находящемся в имущественном найме (аренде) и (или) в лизинге, о деньгах, находящихся на банковских счетах, номерах счетов и месте нахождения банков, о сумме дебиторской задолженности;
5) передать реабилитационному управляющему в течение трех рабочих дней с даты его назначения учредительные документы, печати, штампы, в течение пятнадцати рабочих дней - учетную документацию, в течение двух месяцев - материальные и иные ценности;
6) со дня назначения временного управляющего обеспечить ему доступ к учетной документации для изучения путем просмотра, в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения требований всех кредиторов, должностные лица должника, в обязанности которых входит выполнение вышеуказанных требований, солидарно несут субсидиарную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан (ст.11 п.5 Закона).
III. Расширены оснований признания сделки недействительной, кроме предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан, это:
1) цена совершенной сделки и (или) иные условия существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки, если последствия сделки привели к финансовым потерям;
2) сделка не соответствует деятельности должника, ограниченной законодательными актами Республики Казахстан, учредительными документами, либо совершена с нарушением компетенции, определенной уставом;
3) имущество передано (в том числе на временное пользование) безвозмездно либо по цене, существенно отличающейся в худшую для должника сторону от цены на идентичный или однородный товар при сопоставимых экономических условиях либо без наличия оснований в ущерб интересам кредиторов;
4) если сделка, совершенная в течение шести месяцев до возбуждения дела о банкротстве и (или) реабилитации, повлекла предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими;
5) договоры дарения имущества должника, за исключением заключенных в рамках обычных коммерческих операций, если такая сделка существенно отличается от сделок, заключенных за год до возбуждения дела о реабилитации или банкротстве.
Заявление о признании сделок недействительными предъявляются администратором в срок, установленный комитетом кредиторов (ст.7 п.2 и 4 Закона).
IV. Установлен месячный срок для администратора для того, чтобы он обратился в правоохранительные органы для привлечения соответствующих лиц к ответственности в случае обнаружения им признаков преднамеренного или ложного банкротства, тогда как ранее обязанность обращения в правоохранительные органы, в случае обнаружения признаков преднамеренного или ложного банкротства, возлагалась только на конкурсных управляющих и при этом срок обращения не был установлен (ст.6 п.4 Закона).
V. Основанием для обращения кредитора по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по налоговой задолженности, включая задолженность филиалов и представительств, с заявлением в суд о признании должника банкротом является неплатежеспособность должника, т.е. если обязательства не исполнены в течение четырех месяцев с момента наступления срока их исполнения и составляют сумму не менее ста пятидесяти месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (ст.5 п.1 пп.2 Закона).
VI. Предусмотрен правовой режим договора, т.е. возбуждение дела о банкротстве не является основанием для одностороннего отказа от исполнения договора, заключенного должником до возбуждения дела о банкротстве, по инициативе контрагента должника и не влечет прекращения действия данного договора. Заключенное до возбуждения дела о банкротстве соглашение сторон об отказе от исполнения договора и о прекращении действия данного договора по причине возбуждения дела о банкротстве недействительно.
На основании решения комитета кредиторов, банкротный управляющий обязан изменить, расторгнуть, отказаться от исполнения или оспорить действительность договора, заключенного до возбуждения дела о банкротстве, потребовать возврата имущества, переданного должником (ст.8 п.1 Закона).
VII. Налоговый департамент, как уполномоченный орган, вправе запрашивать и получать сведения о финансово-хозяйственной деятельности должника, включая период до признания его банкротом, без получения согласия собственника имущества, учредителей (участников) банкрота (ст.10 п.1 Закона).
VIII. Налоговый департамент, как уполномоченный орган, вправе осуществлять камеральный контроль, и в результате выявления нарушений по результатам камерального контроля в действиях (бездействии) администратора оформляется уведомление об устранений нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Порядок и сроки проведения камерального контроля утверждаются Правительством Республики Казахстан (ст.18 Закона).
IX. Введено понятие собрание кредиторов и их полномочие, где состав комитета кредиторов формируется и утверждается собранием кредиторов и банкротный управляющий назначается уполномоченным органом из числа кандидатов, представленной собранием кредиторов. При этом, собрание кредиторов имеет более расширенное полномочие, чем комитет кредиторов (ст.ст.93, 94 Закона).
X. Срок процедуры банкротства установлен в девять месяцев. Данный срок может быть продлен с согласия собрания кредиторов не более чем на три месяца. Продление срока процедуры банкротства осуществляется судом (ст.84 п.1 закона).
XI. Администратор вправе обратиться в суд о признании недействительной реорганизации должника, совершенной путем присоединения, разделения или выделения в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве и приведшей к выводу активов (ст.7 п.9 Закона)
XII. Суд в течение двух рабочих дней со дня вынесения определения о возбуждении дела выносит определение о назначении временного управляющего из числа лиц, зарегистрированных в уполномоченном органе, сведения о которых размещены на интернет-ресурсе уполномоченного органа на дату вынесения определения.
Выбор кандидатуры временного управляющего осуществляется судом с учетом имеющегося опыта работы управляющего по основному профилю деятельности должника.
При этом, до вынесения судом решения, временный управляющий дает заключение, с учетом которого и выносится решение суда о признании или об отказе в признании должника банкротом (ст.48 п.3, ст.ст.49, 56, 58 Закона).
XIII. Требование кредиторов по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по налоговой задолженности удовлетворяются в третью очередь.
В случае, если должником в период после возбуждения производства по делу о банкротстве не в полном объеме перечислены налоги и другие обязательные платежи в бюджет, суммы, не выплаченные до вынесения судом решения о признании должника банкротом и его ликвидации через процедуру банкротства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами третьей очереди (ст.105 Закона).
XIV. Решение о признании должника банкротом и его ликвидации без возбуждения процедуры банкротства выносится судом с согласия уполномоченного органа в отношении отсутствующего должника с учетом заключения временного управляющего об отсутствии должника по адресу, указанному в заявлении о признании должника банкротом, и об отсутствии имущества (активов), за счет которого возможно осуществить процедуру банкротства.
2. Ликвидация должника без возбуждения процедуры банкротства проводится уполномоченным органом в порядке, установленном статьей 118 Закона (ст.57 Закона).
XV. Законом предусмотрено дополнительное вознаграждение реабилитационному и банкротному управляющим, кроме основного вознаграждения (ст.13 Закона).
XVI. Внесены изменения и дополнения в действующий КоАП РК, в частности органы налоговой службы теперь с 26 марта 2014 года рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РК:
88 (частями третьей, четвертой и пятой), 88-1 (частями второй, 2-1, третьей), 155-1, 155-3, 155-4, 155-5, 161-2, 163 (частями первой, второй, пятой и восьмой), 166, 205-206-1, 207, 208, 210-212, 213 (частями первой - третьей), 215-218, 218-1 (частями первой - шестой, восьмой), 219, 357-2 (частью первой), 358,358-1,360.
Суды рассматривают протокола об административном правонарушении, составленные органами налоговой службы, по следующим статьям КоАП РК:
154, 155, 156, 157, 163 (части третья, четвертая, шестая, седьмая и девятая), 163-4 (части третья и четвертая), 203, 206-2, 208-1, 209, 213 (части четвертая - шестая), 214, 356, 357-1, 357-2 (часть вторая), 357-5, 359, 361, 374 (части пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая), 533 – 535.