За последние годы Министерством здравоохранения РК предпринят комплекс мер по улучшению организации, управления и финансирования системы здравоохранения. Помимо открытия новых объектов системы здравоохранения (создание медицинского кластера в г. Астана, строительство новых клиник республиканского и областных уровней во всех регионах страны) создаются необходимые условия для получения качественных медицинских услуг.
Совершенствуется система амбулаторного лекарственного обеспечения. Так, например, с 2012 года пациенты, состоящие на диспансерном учете, получают бесплатно лекарственные средства, которые ранее выписывались на льготной основе при 50% сооплате. Сам перечень лекарственных средств, выдаваемых бесплатно, вырос на 40% за счет включения препаратов с доказанной эффективностью, малоэффективные и неэффективные препараты исключены из перечня.
Сегодня более 400 наименованиями бесплатных лекарственных средств обеспечено свыше 3 млн. человек по 48 видам заболеваний. Право на бесплатное обеспечение лекарствами получили дети до 18 лет, а также беременные и все диспансерные группы.
Кроме того, с целью повышения лекарственной грамотности населения, изменения привычного образа жизни граждан в сторону рационального и правильного применения лекарств Министерством здравоохранения совместно с Лекарственным информационно-аналитическим центром (ЛИАЦ) уже второй год проводится республиканский конкурс «Лучший пациент».
Критериями отбора на звание «Лучший пациент» являются ответственность за собственное здоровье, выполнение всех назначений и рекомендаций врача, соблюдение режима питания и диеты, отсутствие вредных привычек, регулярный прием базисных препаратов, снижение уровня сахара, холестерина в крови, конечно же, регулярная явка на осмотр и обследования.
Сегодня для поддержки пациентов на амбулаторном уровне, для получения консультаций по правильному применению лекарственных средств и правам на бесплатные препараты создан Лекарственный информационно-аналитический центр, который проводит широкомасштабную работу с населением. В 2013 году центром предоставлено более 26 000 ответов на звонки от населения. Работа Лекарственного центра получила высокую оценку зарубежных экспертов и позитивные отзывы со стороны казахстанцев. Так, в мае 2013 года международный эксперт Всемирного банка, доктор Андрес Зайтер отметил что «Лекарственный информационно-аналитический центр и его общенациональная бесплатная Саll-служба добились впечатляющего прогресса в информировании населения…». Его оценку подтверждают наглядные результаты работы, проведенной за весь период существования центра».
Ожидается, что планируемые мероприятия Лекарственного центра должны внести немалый вклад в реализацию поручения Главы государства по повышению лекарственной грамотности и развитию солидарной ответственности граждан страны.