Вступивший с 1 января 2017 года Предпринимательский Кодекс Республики Казахстан внес коррективы в порядок ведения бизнеса Казахстана
В Кодексе консолидированы законы, регулирующие предпринимательскую деятельность в целом. Отраслевые виды предпринимательской деятельности будут по-прежнему регулироваться специальными законами. Закреплены единые принципы, на базе которых будут взаимодействовать субъекты предпринимательства и государства.
Некоторые из предложенных принципов являются нововведением: принципы социальной ответственности предпринимательства; ограниченного участия государства в предпринимательской деятельности; саморегулирования в сфере предпринимательства; взаимной ответственности субъектов предпринимательства и государства.
С 1 января 2017 года отменен Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на регулируемых рынках.
В рамках исполнения поручения Главы государства о дальнейшем переходе на рыночное ценообразование во всех секторах экономики (Послание народу Казахстана от 30 ноября 2015 года) одним из направлений является отмена с 1 января 2017 года государственного ценового регулирования на некоторых регулируемых рынках (в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, производства нефтепродуктов, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи, а также газа), что соответствует рекомендациям ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), представленным по итогам обзора конкурентной политики в Республике Казахстан.
Внесенные новшества позволят, прежде всего, повысить эффективность рынка, национальные субъекты окажутся в равных условиях с субъектами ЕАЭС (Евразийский экономический союз) (оперативно вносить корректировки в свои ценовые политики).
Развивающееся сотрудничество с антимонопольными органами ТС и ЕЭП, с Россией, Беларусью, Кыргызстаном в рамках Межгосударственного совета СНГ по антимонопольной политике предполагает заимствование зарубежного опыта регулирования бизнеса с точки зрения избегания ограничения конкуренции.
Основным инструментом антимонопольного регулирования является анализ товарных рынков, который дает объективное представление о состоянии и уровне конкуренции в Жамбылской области.
Департаментом по Жамбылской области за первое полугодие 2017 года проведены пять анализов товарных рынков по шести услугам: анализ розничной реализации бензина марки Аи-92/93, Аи-95/96, Аи-98 и дизельного топлива; оптовая реализация мяса говядины; розничная реализация лекарственных препаратов; вывоз твердо-бытовых отходов; аэропортовые услуги (аренда емкости и хранения нефтепродуктов).
По итогам проведенных анализов департаментом проведено одно расследование по признакам законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, в части установления и (или) поддержания цен:
по розничной реализации лекарственных препаратов; вынесены два уведомления субъектам рынка о наличии в их действиях признаков нарушения законодательства в области защиты конкуренции: по вывозу твердо-бытовых отходов; а также в области защиты конкуренции в части ущемления законных прав потребителей по оплате услуг технического обслуживания газопотребляющих систем и газового оборудования.
По результатам расследования ко всем субъектам рынка приняты меры антимонопольного воздействия.
Основными целями создания условий для развития конкуренции на внутреннем рынке являются обеспечение свободы предпринимательства, защита законных интересов потребителей и обеспечение условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Ляззат СУЛТАНКУЛОВА, ДКРЕМиЗК по Жамбылской области