Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
К сведению 23 янв, 14:16

К сведению населения

Почему принят Закон и что нам дает его принятие?

Анализ статистических сведений указывает на то, что прибывая в страну с частной целью, граждане стран СНГ в большинстве случаев незаконно осуществляют трудовую деятельность. При этом, при регистрации в органах внутренних дел ими  указывается частная цель пребывания, а также адрес, по которому они фактически не проживают.

Вследствие этого:

- затруднен эффективный контроль за пребыванием этой категории мигрантов. В их среде могут находиться лица, вынашивающие преступные замыслы, а также лица, разделяющие и пропагандирующие экстремистские и радикальные воззрения;

- не выплачиваются предусмотренные налоги;

- создаются условия для совершения коррупционных правонарушений. Находясь вне правового поля иностранцы, работающие у частных лиц, становятся объектами вымогательства со стороны контролирующих органов;

- нарушителями миграционного законодательства становятся также граждане Республики Казахстан, нанимающие иностранцев. Вместе с тем, вариант законного привлечения иностранных работников частными лицами сегодня отсутствует.

 

Не повлечет ли принятие Закона наплыва в страну трудовых мигрантов?

Не повлечет. Иностранцы, которых предполагается легализовать, уже находятся в Республике Казахстан. Подавляющее большинство из них въехали на законных основаниях (в безвизовом порядке) и зарегистрированы в органах внутренних дел. Единственным нарушением является осуществление ими трудовой деятельности без соответствующего разрешения.

Закон направлен на упрощение порядка получения такого разрешения, что будет способствовать легализации трудовых мигрантов. Его принятие также снизит факторы, способствующие коррупции, - осуществляя трудовую деятельность на законных основаниях иностранцы будут выведены из «теневого сектора», у контролирующих органы отпадет повод для вымогательства взяток.

 

Какое количество иностранцев может быть привлечено одним физическим лицом?

Одним физическим лицом может быть привлечено не более пяти трудящихся мигрантов одновременно.

Это направлено на предотвращение возможности использования предусмотренного законом механизма для использования трудящихся мигрантов в предпринимательской деятельности – к примеру, в строительном бизнесе, сфере обслуживания и т.д. При этом для обеспечения выполнения работы по дому привлечения пяти трудящихся мигрантов достаточно.

 

На какой срок выдается разрешение? Как быть иностранцу по истечении одного года, может ли он получить новое разрешение.

Разрешение выдается на срок, который будет определять сам трудящийся мигрант – один, два или три месяца. Единственным условием является представление квитанции об уплате предварительного платежа по индивидуальному подоходному налогу за соответствующий период.

При продлении разрешения также необходимо будет представить копию трудового договора, на основании которого осуществлялась трудовая деятельность  в предыдущий период. Трудовой договор представляется для подтверждения выполнения условий, на которые выдано разрешение – осуществление трудовой деятельности  в качестве домашних работников у физических лиц.

Общий срок, в течение которого продлевается разрешение, не может превышать одного года. Это предусмотрено для того, чтобы исключить возможность «оседания» иностранцев в стране.

После повторного въезда в страну иностранец может получить новое разрешение на осуществление трудовой деятельности у физических лиц.

 

Изучался ли международный опыт?

В ходе подготовки Концепции изучен опыт привлечения иностранной рабочей силы в США, Франции и России.

В национальной экономике США трудовые мигранты обеспечивают значительную часть рабочей силы. Основополагающим документом, устанавливающим механизмы, порядок и условия привлечения иностранных рабочих является Закон «Об иммиграции натурализации» 1952 года.

При этом действуют две основные схемы, по которым обеспечивается привлечение трудовых мигрантов:

1. Получение статуса «трудового иммигранта», т.е. лица, въезжающего в страну по приглашению американской компании-работодателя на постоянную работу (ежегодно выдается 140 тыс. разрешений на трудовую иммиграцию);

2. Въезд в качестве временного работника, срок пребывания которого  в США ограничен  (для данной категории количественные ограничения не установлены). Такие мигранты привлекаются, как правило, на сезонные сельскохозяйственные работы для уборки скоропортящихся фруктов и овощей, в качестве работников центров обслуживания курортных городов и развлекательных центров, домашних работников.

Вопросы целесообразности допуска иностранной рабочей силы рассматриваются Министерством труда США, которое принимает решение, исходя из ситуации на рынке труда. При этом окончательное решение вопроса о допуске иммигранта на временную работу в значительной степени зависит от Службы иммиграции и натурализации. При одобрении ей заявки работодателя, документы направляются в Государственный департамент, который оформляет визы для временно въезжающего работника.

Более жесткий подход устанавливается Законом Французской Республики «Об иммиграции» 2006 года. При привлечении трудовых мигрантов работодатель должен доказать, что рабочее место не заинтересовало французского гражданина. Вместе с тем определен список профессий, для которых установлен особый упрощенный режим въезда – артисты, спортсмены, инженеры, деятели науки и искусства.

Введена четкая система учета трудовых ресурсов, в рамках которой в страну смогли бы въезжать только те рабочие, которые нужны французской экономике. Помимо этого, предусматривается оформление специальной карты для «компетентных и талантливых» специалистов.

Наиболее приемлемой для внедрения в Республике Казахстан является практика выдачи «трудовых патентов», которая применяется в Российской Федерации.

В 2010 году Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дополнен статьей 13.3. «Особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц», которой предусматривается осуществление трудовой деятельности иностранцами, работающими по найму у физических лиц на основании «трудовых патентов».

Патенты выдаются иностранцу территориальными подразделениями Федеральной миграционной службы России при личном обращении, при этом представляются копии документов удостоверяющих личность, подтверждается законность нахождения в стране (миграционная карточка). В течение 10 дней ФМС принимает решение о выдаче или отказе в выдаче патента (основания отказа регламентированы Федеральным Законом).

При положительном решении иностранец представляет копию квитанции об оплате (1000 рублей за каждый месяц, фиксированный авансовый платеж).

Срок выдачи патента – от 1 до 3 месяцев, с правом продления до 1 года. Основанием для продления является квитанция об оплате фиксированного авансового платежа. При этом срок нахождения иностранца может быть продлен еще до года, но при личном обращении (предельный срок не ограничен).

Введение системы трудовых патентов позволило повысить эффективность миграционного контроля, а также принесло значительные поступления в бюджет. За время её действия (с 1 июля 2010 года) в Российской Федерации легализовано свыше 1 млн. 250 тыс. иностранцев. При этом в бюджет поступили платежи на сумму свыше 4 млрд. 470 млн. рублей.

 

Учтен ли при разработке Закона опыт легализации трудящихся иммигрантов 2006 года?

Да учтен. При этом анализ результатов разовой акции по легализации выявил ряд проблемных вопросов:

  1. Уплата налогов с заработной платы трудовых иммигрантов производилась в общем порядке - у источника выплаты, т.е. работодателем. В результате налоги за иммигрантов, легализованных физическими лицами, не выплачивались, т.к. физические лица в соответствии с законодательством не являются налоговыми агентами.
  2. При легализации трудящимся мигрантам выдавались миграционные карточки особого образца, сроком действия на три года. В результате, иностранцы могли в течение указанного срока менять места пребывания, что затрудняло контроль за ними. При этом каких-либо дополнительных документов, подтверждающих, чем занимается иностранец не требовалось.

Указанные недочеты учтены при разработке Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам трудовой миграции»:

- обязанность платить индивидуальный подоходный налог возлагается на самого трудового иммигранта;

- разрешение трудовому иммигранту выдается сроком до 3 месяцев, затем в течение года продлевается на тот же срок, при продлении предъявляется копия трудового договора. Это позволит обеспечить контроль за пребыванием иностранца, а также за соответствием осуществляемой деятельности условиям выданного разрешения (т.е. работа в домашнем хозяйстве у физических лиц).

Справочно: в соответствии с Законом «Об амнистии в связи с легализацией незаконных трудовых иммигрантов» от 4 июля 2006 года № 149, в период с 1 августа по 31 декабря 2006 года было легализовано более 164 тысяч трудящихся-мигрантов, из которых большинство составили граждане Республики Узбекистан (71%), Кыргызской Республики (14,3%) и Российской Федерации (6,5%). Основная часть легализованных трудовых иммигрантов была занята на объектах строительства, в сфере обслуживания и неформальном секторе рынка труда (домашние работники).

 

Каким образом будут решаться вопросы предоставления трудовым мигрантам отпусков, социальных пособий, пенсионных отчислений, выплаты в случае получения трудовых травм?

В соответствии с Законом «О миграции населении» иностранные    работники, прибывающие   для   самостоятельного трудоустройства или привлекаемые работодателями, обязаны иметь медицинскую страховку.

Кроме того, дополнительные условия возмещения затрат, связанных с лечением трудящегося мигранта в связи с получением им травмы, могут быть оговорены в трудовом договоре.

Учитывая, что максимальный срок, на которое выдается разрешение на осуществление трудовой деятельности (с учетом всех продлений) составляет 1 год, необходимость в предоставлении иностранцу отпуска отсутствует.

 

Каким образом трудовым мигрантам будет оформляться индивидуальный идентификационный номер (ИИН)?

Законодательством предусмотрена возможность присвоения ИИН иностранцам, временно пребывающим в Республике Казахстан. ИИН присваивается иностранцам, которые получают доходы из источников в Республике Казахстан, не подлежащие налогообложению у источника выплаты. Под эту категорию подпадают и трудовые мигранты, работающие по найму у физических лиц.

С заявлением на присвоение ИИН иностранцу необходимо обратиться в налоговые органы по месту временного пребывания.

В 2012 году оформлено 108 тыс. ИИН временно пребывающим иностранцам, в 2013 году – более 250 тыс. ИИН.

 

Почему разрешения на трудовую деятельность у физических лиц будут выдаваться миграционной полицией, а не местными исполнительными органами, как это предусмотрено для других категорий трудовых мигрантов.

Местными исполнительными органами выдаются разрешения работодателям на привлечение иностранной рабочей силы по 4 категориям:

1 – первые руководители и их заместители;

2 – руководители структурных подразделений;

3 – квалификационные специалисты;

4 - квалифицированные рабочие.

При этом, при выдаче разрешений изучается соответствие  трудящихся-мигрантов квалификационным требованиям, наличие необходимой подготовки и опыта работы. Их несоответствие может являться основанием для отказа на выдачу разрешения.

Оформление разрешений на трудовую деятельность иностранцев у физических лиц максимально упрощено – единственным условием является внесение предварительного платежа по индивидуальному подоходному налогу.

Кроме того, данные разрешения будут выдаваться на районном уровне, в то время, как сотрудники, оформляющие разрешения на привлечение квалифицированных специалистов, имеются только в областных акиматах.

Одновременно с выдачей разрешения будет оформляться регистрация иностранцев, что относится к компетенции миграционной полиции.

Разделение функций выдачи разрешений и регистрации иностранцев усложнит процесс, приведет к излишней бюрократической переписке и созданию дополнительных административных процедур, что, в конечном счете, негативно отразится на достижении основной цели - легализации трудящихся иммигрантов и обеспечении контроля за их пребыванием.

 

На иностранцев каких стран распространяется Закон?

Действие Закона распространянтся на граждан стран, с которыми Республикой Казахстан заключены соглашения о безвизовом порядке въезда и пребывания, предусматривающие возможность пребывания в Республике Казахстан без виз сроком не менее трех месяцев.

Под эти условия подпадают граждане стран СНГ (в т.ч. основных стран «доноров» трудовой миграции – Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана), кроме Туркменистана, а также Монголии.

 

Чем вводимое Законом разрешение отличается от других разрешений на привлечение иностранной рабочей силы?

В настоящее время предусмотрена выдача разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы по 4 категориям:

1 – первые руководители и их заместители;

2 – руководители структурных подразделений;

3 – квалификационные специалисты;

4 - квалифицированные рабочие.

При этом иностранцы могут работать только у того работодателя, который оформил разрешение и только по указанной в разрешении специальности. Уплата подоходного налога с заработной платы иностранца перечисляется в бюджет работодателем.

При этом поиск работодателя трудовыми мигрантами будет осуществляться самостоятельно, уплата налогов также будет осуществляться самими иностранцами.

 

Каким образом будет определяться квота для трудящихся мигрантов, работающих у физических лиц?

Квота на привлечение иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц, не предусматривается.

 

Каким образом будет производиться оплата за выдачу разрешения, в какой бюджет будут поступать деньги?

За каждый месяц, на который оформляется разрешение, будет вноситься предварительный платеж в размере 2 МРП (1852х2=3704 тенге). Таким образом, если разрешение будет продлеваться в течение года, общая сумма платежей составит  44.448 тенге.

В соответствии с Бюджетным кодексом средства, полученные за уплату индивидуального подоходного налога, поступают в областной бюджет.

Оплата будет производиться через банки второго уровня и в миграционную полицию представляться квитанция об уплате.

 

Будет ли работодатель платить какие-либо налоги за работающих у него иностранцев?

Не будет. Работодателю достаточно заключить с иностранцем трудовой договор. Все платежи по налогам будут вноситься самими иностранцами:

- предварительный платеж – при оформлении либо продлении разрешения на осуществление трудовой деятельности;

- в случае, если его доход превысит сумму предварительного платежа по итогам года, иностранец должен произвести перерасчет и внести недостающую сумму налога.

При этом трудовые иммигранты не могут использоваться работодателем в целях получения прибыли для себя, допускается заключение трудового договора только на предоставление услуг в домашнем хозяйстве (в качестве няни, садовника, повара, водителя и т.д.), а также на строительство и ремонт жилых помещений, находящихся в личной собственности работодателя.

 

Может ли иностранец, получивший разрешение на работу у физических лиц в одной области, осуществлять трудовую деятельность в другом регионе?

Разрешене будет действовать только на территории одной административно-территориальной единицы.

Кроме того, учитывая, что разрешение будет выдаваться органами миграционной полиции одновременно с оформлением регистрации, это позволит обеспечить эффективный контроль за пребыванием иностранца и осуществляемой им деятельности.

 

Каким образом будет осуществляться учет выданных разрешений?

Информация о выданных разрешениях будет вноситься в имеющиеся информационные системы (программным обеспечением ЕИС «Беркут» предусмотрена возможность внесения соответствующих сведений).

Помимо информация о выданных разрешениях будет предоставляться подразделениями миграционной полиции в налоговые органы в порядке, сроки и по формам, которые будут установлены Министерством финансов.

 

Каким образом будет контролироваться уплата налогов, если доходы трудящегося мигранта превысят сумму предварительного платежа?

Контроль за администрированием уплаты налогов относится к компетенции налоговых органов.

Предусмотрено, что информация о выданных разрешениях будет предоставляться подразделениями миграционной полиции в налоговые органы в порядке, сроки и по формам, которые будут установлены Министерством финансов.

Сумма полученных иностранцем доходов будет устанавливаться на основании сумм, указанных при заключении трудового договора.

В случае если полученный доход превысит сумму предварительного платежа, по итогам года иностранец должен произвести перерасчет и внести недостающую службу налога.

При этом, Законом «О миграции населения» предусмотрено, что иностранцу может быть запрещен въезд в Республику Казахстан ,  если в период предыдущего пребывания им не была представлена декларация по индивидуальному подоходному налогу в случае, когда представление такой декларации предусмотрено законодательством.

Кроме того, следует учитывать, что в настоящее время иностранцы, работающие у физических лиц вообще не платят каких-либо налогов с получаемых ими доходов.

 

Какими правами на территории Казахстана будет обладать иностранец, получивший разрешение на работу у физических лиц?

Иностранец, осуществляющий трудовую деятельность у физических лиц на основании разрешения, будет обладать всеми правами, предусмотренными для иностранцев, временно пребывающих в Республике Казахстан.

 

 Будут ли граждане Казахстана, привлекающие иностранца, представлять какую-либо отчетность в налоговые органы? 

Для граждан Казахстана не предусмотрено представление какой-либо отчетности.

Все статистические сведения будут собираться подразделениями миграционной полиции, выдавшими разрешение на работу у физических лиц и оформившими регистрацию по месту временного пребывания.

На них также возложена обязанность информировать налоговые органы об иностранцах, которым оформлены разрешения на осуществление трудовой деятельности для осуществления контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов.

 

Как будет осуществляться медицинское обслуживание трудящихся мигрантов, работающих у физических лиц?

Медицинское обслуживание будет осуществляться иностранцами за свой счет, если более благоприятные условия не будут предусмотрены заключенным ими трудовым договором. Кроме того, Законом «О миграции населения» предусмотрена обязанность иммигрантов, въезжающих в Республику Казахстан, иметь медицинскую страховку.

 

Законом предусматривается, что на проверки в сфере миграции не распространяются требования Закона «О государственном контроле и надзоре. С чем это связано?

Согласно Закону «О государственном контроле  и надзоре» проверки проводятся на основании плана, который утверждается на предстоящий год. В области миграции невозможно заранее определить конкретные субъекты, подлежащие контролю, так как незаконное привлечение иностранных рабочих может быть осуществлено любым юридическим или физическим лицом.

Кроме того, субъект бизнеса должен быть извещен о проверке не позднее, чем за сутки. Естественно, что в таком случае никаких нарушений выявить не удастся, - все нелегальные работники на период проверки просто покинут рабочие места.

В этой связи в закон включены нормы, в соответствии с которыми эти требования не распространяются на проверки соблюдения миграционного законодательства.

Справочно: В соответствии с Правилами осуществления миграционного контроля (утверждены постановлением Правительства от 21 января 2012 года № 148) в ходе его осуществления сотрудники органов внутренних дел проверяют:

1) наличие у иностранца национального паспорта, визы и регистрации в органах внутренних дел, а у иностранцев, постоянно проживающих в Республике Казахстан и лиц без гражданства - видов на жительство, удостоверений лица без гражданства;

2) своевременный выезд иностранцев за границу или продление срока пребывания в Республике Казахстан;

 3) наличие разрешения на пребывание в местностях, закрытых для свободного посещения иностранцами.

При этом какая-либо проверка хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства не осуществляется.