«Дорожная карта занятости 2020» включает в себя как оперативные меры антикризисного реагирования в случае ухудшения ситуации в мировой экономике, так и системные меры по обеспечению продуктивной занятости граждан.
В этих целях в рамках Программы предполагается реализация трех направлений.
Первое направление – обеспечение занятости через развитие инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства.
Этот механизм был применен в рамках «Дорожной карты» 2009-2010 годов и направлен на создание временных рабочих мест, в случае массового высвобождения работников реального сектора. Полученный опыт свидетельствует, что реализация данного направления позволит оперативно создавать рабочие места и контролировать уровень безработицы.
В рамках этого направления предусматривается обеспечение занятости граждан на работах связанных с:
- капитальным, средним и текущим ремонтом объектов:
- жилищно-коммунального хозяйства - социально-культурных объектов, в том числе объектов республиканского значения;
- инженерно-транспортной инфраструктуры;
- строительством фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий в сельской местности, при этом приоритетное внимание уделяется объектам, решающим проблемы аварийных, неприспособленных и саманных объектов здравоохранения на селе;
- благоустройством сельских населенных пунктов.
Второе направление предусматривает обеспечение занятости через развитие сельского предпринимательства
Оно предполагает:
Во-первых, поддержку частной предпринимательской инициативы на селе. В рамках данных мер будет осуществляться точечная поддержка инициатив сельчан по созданию или развитию своего дела и предложен механизм микрокредитования, реализованный в Программе занятости 2020. Это означает предоставление микрокредитов до 3 млн. тенге; развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и предоставление сервисных услуг.
Во-вторых, комплексное развитие опорных сел, которое направлено на обеспечение целевой занятости граждан в конкретном селе, за счет концентрации мер государственной поддержки. В рамках выработанной стратегии развития опорного села будут применяться все инструменты, предусмотренные в программе, без ограничений.
При этом, для каждого конкретного села будет разработан и согласован с местным сообществом отдельный мастер-план комплексного развития. Мастер-план предусматривает направления развития, конкретные проекты в рамках всей цепочки добавленной стоимости, необходимую инфраструктуру, потребности в подготовке кадров и другие необходимые факторы и условия для развития села и создания новых рабочих мест.
Будет также продолжен опыт по микрокредитованию. В отличие от первого направления, сумма микрокредита на одно личное подсобное хозяйство на селе увеличится до 5 млн. тенге. Ставка вознаграждения для конечного заемщика составит не более 6 %.
Для людей, объединившихся в сельские потребительские кооперативы, будет предусмотрено выделение микрокредитов в денежном и товарном выражении для реализации конкретного проекта, гранты на приобретение необходимого оборудования и технологий.
Третье направление предполагает обеспечение занятости через обучение и переселение.
Предлагаемые меры направлены на помощь самостоятельно занятым, малообеспеченным и безработным гражданам в трудоустройстве на существующие рабочие места, а также на рабочие места, создаваемые в рамках ГПФИИР, ДКБ2020, программы развития АПК, других государственных, отраслевых программ и инициатив частного сектора.
Основными инструментами будут являться прямое трудоустройство, подготовка, переподготовка, повышение квалификации и трудоустройство, переезд и трудоустройство, молодежная практика и социальные рабочие места с постоянным трудоустройством.
Следует отметить, что данное направление предусматривает распределение ответственности между государством, работодателями, учебными заведениями и участниками программы.
Теперь к обучению безработных будут привлекаться только те образовательные учреждения, в которых практикуется принцип дуального обучения. Это когда работодатель сам предоставляет базу для практики, то есть принимает непосредственное участие в обучении своего будущего работника. При этом работодатель обязан заключить социальный контракт.
В программе предусматривается увеличение срока трудового договора на социальные рабочие места до 1,5 года (вместо одного года) и молодежную практику до 12 месяцев (вместо 6 месяцев). При этом, государство будет субсидировать заработную плату по социальным рабочим местам по понижающей шкале, а оставшиеся 6 месяцев заработная плата будет обеспечиваться за счет работодателя.
Жилье будет строиться только там, где есть конкретные заявки работодателей и обязательства по трудоустройству. Выбор мест застройки, количество жилья будет ориентироваться на развитие конкретного производства. Распределение жилья между государством и работодателем будет пропорционально вложенным средствам в строительство данных объектов.
В целом реализация мероприятий Дорожной карты занятости 2020 будет способствовать устойчивому росту доходов, повышению благосостояния сельских жителей, снижению количества непродуктивно самостоятельно занятых лиц, и обеспечит подготовку квалифицированных кадров в соответствии с конкретными потребностями работодателей, что создаст благоприятные условия жизни для граждан страны.