В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и пред-ложения
Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.
Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное и централизованное (государственное).
Главная особенность рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфе¬ре производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, то есть на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность про¬ходят проверку рынком и окончательно формируются на нем. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает обще¬ственное признание через механизм цен также на рынке.
На нашем рынке товарооборота вырисовывается следующее звено взаимоотношений: производитель – продавец (перекупщик, посредник) – покупатель (потребитель). В результате действия такой схемы уже происходит повышение цены товара производителя, так как он проходит через перекупщиков (посредников), пока доходит до покупателя. По этой причине возникает необходимость создания условий для производителя, чтобы он сам продавал свой товар потребителям через свою сеть магазинов. Также нужно создавать специализированные торговые рынки, где производитель мог бы хранить и реализовывать свою продукцию
Стратегия рыночного ценообразования при проникновении на рынок должна использоваться для внедрения на него новых товаров и за счет роста масштабов производства, а также повышения гибкости производства, его восприимчивости к изменениям спроса и технологическим нововведениям.
В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных показателей, существенно вли¬яющих на финансовое положение предприятия. Структура ценообразования изменяется одновременно с тем, как товар проходит свой жизненный цикл. Предприятие корректирует цены на товар, исходя из издержек и спроса, учитывая различные ситуации и потребности покупателей.
При установлении цены определяющими факторами выступают:
• себестоимость товара;
• удовлетворяющие фирмы размеры прибыли;
• цены конкурентов и цены заменителей, аналогов данного товара;
• состояние платежеспособного спроса;
• требования органов управления и других общественных институтов;
• уникальность определенных качеств продукта.
Учет влияния всех факторов в комплексе позволит пред¬приятиям выработать гибкую и эффективную политику цено¬образования.
Жанат ЖУМАЛИЕВА, ДКРЕМиЗК по Жамбылской области