В Казахстане правосудие с участием присяжных заседателей действует с 1 января 2007 года.
Именно тогда в нашей стране введены в действие Закон РК «О присяжных заседателях» и Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам введения уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей».
Существующий опыт показывает, что суд присяжных в нашей стране состоялся и явился одним из ключевых звеньев в осуществлении судебной реформы. Непосредственное участие населения в осуществлении правосудия позволило гражданам увидеть работу данной ветви государственной власти изнутри, осознать всю важность и сложность принятия судом решения по конкретному делу. Граждане, принимавшие участие в рассмотрении уголовных дел в качестве присяжных заседателей, прониклись большим уважением к работе судьи и уверовали в справедливость нашего правосудия.
В первые годы было много опасений, и люди, получив извещение из суда, что они приглашаются в качестве кандидатов в присяжные заседатели, испытывали в лучшем случае смятение, то сейчас количество желающих выступить в качестве лица, осуществляющего правосудие, растет.
Многие представители правоохранительных органов выражали сомнение в целесообразности существования данного вида судопроизводства, ссылаясь, как правило, на неподготовленность населения к осуществлению правосудия. Прежде всего их беспокоил относительно более высокий процент вынесения судами присяжных оправдательных приговоров по сравнению с обычными судами.
Точку в данном споре поставили «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» Главы государства Нурсултана Назарбаева, воспринятые обществом как план нации по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях.
В качестве одной из мер по обеспечению верховенства закона предусмотрено расширение области применения суда с участием присяжных.
С 1 января 2016 года введены в действие изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, которые несколько расширили круг уголовных дел, которые могут быть рассмотрены с участием присяжных заседателей.
Ранее по ходатайству обвиняемого суд в составе одного судьи и десяти присяжных заседателей рассматривал уголовные дела, за совершение которых уголовным законом предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы (с некоторыми исключениями, к примеру, кроме дел об убийствах, совершенных в условиях чрезвычайной ситуации и в ходе массовых беспорядков, о воинских преступлениях, совершенных в военное время или боевой обстановке, других).
Теперь суду присяжных предоставлена возможность рассмотрения дел:
-об убийстве, совершенном преступной группой (п.15) ч.2 ст.99 УК);
-о похищениях людей, совершенных преступной группой, либо с целью эксплуатации похищенного, либо повлекших по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия (ч.3 ст.125 УК);
-о торговле людьми, совершенной преступной группой, либо повлекшей по неосторожности смерть потерпевшего либо иные тяжкие последствия (ч. 4 ст.128 УК);
-о вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность преступной группы (ч.5 ст.132 УК);
-о торговле несовершеннолетними, совершенной преступной группой, либо повлекшей по неосторожности смерть потерпевшего либо иные тяжкие последствия (ч.4 ст.135 УК).
И это только начало, ведь суд с участием присяжных - действенный инструмент демократизации общества, главный рычаг и мотиватор улучшения качества досудебного производства и в целом гарантия защиты конституционных прав.
Самат ТОЛЕСБАЙ, судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Жамбылской области