Предстоящая реформа опирается на логику нашего развития и логику современного развития в целом. Основная суть – Президент отдает ряд своих полномочий Парламенту и Правительству. Эта реформа нацелена на повышение эффективности системы управления
Суть предлагаемой реформы состоит в серьезном перераспределении властных полномочий, демократизации политической системы в целом.
Для Президента в новых условиях приоритетами станут стратегические функции, роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти. Глава государства сконцентрируется также на внешней политике, национальной безопасности и обороноспособности страны. При этом роль Правительства и Парламента значительно усилится.
Данная работа будет проводиться по двум ключевым направлениям.
• Во-первых, передача значительной части установленных законом полномочий Президента по регулированию социально-экономических процессов Правительству и другим исполнительным органам. За данную сферу в полном объеме будут отвечать Правительство, министерства и акиматы. Делегирование полномочий будет обеспечиваться за счет изменения соответствующих законов. Около 40 полномочий будут переданы в Правительство и Парламент.
• Во-вторых, более сложная задача – сбалансировать отношения между ветвями власти на конституционном уровне. Важность усиления роли Парламента в формировании Правительства, повышение ответственности Кабинета министров перед депутатским корпусом. Победившая на парламентских выборах партия будет решающим образом влиять на формирование Правительства. Правительство станет слагать полномочия перед вновь избранным Мажилисом, а не Президентом, как это было раньше.
Правительству будет передано утверждение государственных программ, за которые оно будет нести всю полноту ответственности, а также будет передано право самому образовывать и упразднять центральные исполнительные органы, не входящие в его состав.
Президент может отказаться от права отменять либо приостанавливать действие актов Правительства и Премьер-Министра. Все это повысит ответственность исполнительных госорганов и их руководителей, наделит необходимыми полномочиями.
Предлагается усилить роль Парламента в отношении местной исполнительной власти.
Предлагаемая программа позволит решить три задачи.
• Во-первых, создать запас устойчивости политической системы на многие годы вперед.
• Во-вторых, повышение роли Правительства и Парламента даст более эффективный механизм ответа на современные вызовы.
• В-третьих, предлагаемая реформа опирается, прежде всего, на собственный опыт и потребности самого Казахстана.
Все это отвечает будущему развитию страны и соответствуют пяти институциональным реформам.
А. УРКУНЧИЕВА, департамент юстиции Жамбылской области, член Союза юристов Казахстана