Как показывает мировая практика, амнистию капиталов государство начинает ради двух целей: получения дополнительных средств в бюджет и нормализации делового климата
Считается, что термин «экономическая амнистия» (амнистия капиталов) появился в послевоенные годы в Западной Европе. Впервые такие экономические меры были реализованы в Швейцарии, когда были амнистированы банковские депозиты и капиталы Третьего рейха. Результатом проведенной амнистии стало укрепление банковской системы Швейцарии.
Опыт проведения легализации имущества и капитала имеется в истории почти всех развитых и развивающихся стран.
В 2001 году первым в бывшем Союзе амнистию капитала провел Казахстан. Кстати, на постсоветском пространстве эта амнистия была не только первой, но и самой успешной. За 34 дня на спецсчета 16 банков было внесено 480 миллионов долларов. В качестве государственных гарантий были уничтожены налоговые документы налогоплательщиков, добровольно прошедших амнистию. Одновременно с амнистией на четыре процента был снижен НДС и на пять процентов – социальный налог. Чтобы вернувшиеся деньги не лежали без дела, были выпущены специальные госбумаги. Амнистированные средства помогли Казахстану вырваться из порочного круга усугубляющихся последствий кризиса 1998 года.
Общие положения по организации и порядку проведения легализации денег
Банки второго уровня Республики Казахстан, за исключением филиалов таких банков, расположенных за пределами Республики Казахстан, Национальный оператор почты открывают отдельный текущий банковский счет в целях легализации денег на основании обращения субъекта легализации.
Деньги подлежат легализации в следующем порядке:
1) путем внесения (перевода) денег в национальной и (или) иностранной валюте на текущий счет, открытый в банке второго уровня, у Национального оператора почты, и представления специальной декларации в орган государственных доходов по месту жительства. Перечень иностранной валюты определяется Правлением Национального Банка Республики Казахстан;
2) без внесения (перевода) денег на текущий счет в банке второго уровня, у Национального оператора почты - путем уплаты сбора от суммы легализуемых денег и представления специальной декларации в орган государственных доходов по месту жительства. При этом сбор подлежит уплате до представления в орган государственных доходов специальной декларации.
При внесении (переводе) легализуемых денег на текущий счет банк второго уровня, Национальный оператор почты выдают субъекту легализации справку, подтверждающую размер внесенной (переведенной) суммы денег по форме согласно закону.
Деньги считаются легализованными с даты принятия специальной декларации органом государственных доходов по месту жительства с приложением копии справки о подтверждении внесения (перевода) денег на текущий счет или копии квитанции об уплате сбора.
Субъекты легализации вправе распоряжаться легализованными деньгами по своему усмотрению, в том числе путем их инвестирования в:
1) ценные бумаги, размещаемые на казахстанской фондовой бирже;
2) финансовые инструменты, размещаемые на территории Международного финансового центра «Астана»;
3) иные активы, расположенные на территории Республики Казахстан.
Ответственность за полноту и достоверность представляемых сведений несут субъекты легализации. Все расходы, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, связанные с процедурой легализации денег, субъекты легализации несут самостоятельно.
Легализация имущества (кроме денег), находящегося за пределами территории Республики Казахстан, в том числе оформленного на другое лицо
Имущество (кроме денег) субъекта легализации, находящееся за пределами территории Республики Казахстан, в том числе оформленное на другое лицо, подлежит легализации при соблюдении следующих условий в совокупности:
1) уплаты сбора в порядке, установленном настоящим законом;
2) представления специальной декларации в орган государственных доходов по месту жительства с обязательным указанием наименования легализуемого имущества, его стоимости и места нахождения. При этом уплаченный сбор обязательно должен соответствовать размеру сбора, исчисленному от стоимости легализуемого имущества, указанной в специальной декларации.
К специальной декларации прилагаются следующие документы и (или) сведения, подтверждающие информацию, которая содержится в специальной декларации:
1) копия документа, удостоверяющего личность;
2) нотариально засвидетельствованная копия документа, устанавливающего право собственности субъекта легализации либо другого лица на имущество до передачи его субъекту легализации (в случае легализации имущества, оформленного на другое лицо).
В случае легализации ценных бумаг, доли участия субъектом легализации может быть представлен иной документ, выданный соответствующим органом или организацией иностранного государства, подтверждающий право собственности;
3) нотариально засвидетельствованная копия договора или иного документа, составленного в соответствии с применимым правом иностранного государства или законодательством Республики Казахстан, о безвозмездной или иной форме передачи права собственности на имущество от другого лица субъекту легализации (в случае легализации имущества, оформленного на другое лицо);
4) копия документа, подтверждающего уплату сбора;
5) иные документы и (или) сведения, прилагаемые по желанию субъекта легализации, подтверждающие информацию, которая содержится в специальной декларации.
Документы и (или) сведения, прилагаемые к специальной декларации, должны быть оформлены на казахском или русском языке или иметь нотариально засвидетельствованный перевод на казахский или русский язык.
Имущество, описанное выше, считается легализованным с даты принятия специальной декларации органом государственных доходов по месту жительства субъекта легализации.
Ответственность за полноту и достоверность представляемых сведений несут субъекты легализации. Все расходы, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, связанные с процедурой легализации имущества, субъекты легализации несут самостоятельно.
По состоянию на 29.11.2016 г. по г. Таразу легализовано имущество (находящееся на территории Республики Казахстан) в количестве 1915 единиц на общую стоимость 17,1 миллиарда тенге. а также амнистирован капитал на сумму 8,5 миллиарда тенге.
Особо хотелось бы остановиться на вопросах предоставления дополнительных гарантий субъектам легализации. Любые сведения, связанные с легализацией имущества, являются налоговой и банковской тайной. Никто не имеет права распространять третьим лицам сведения о легализации: ни работники комиссий по легализации, ни сотрудники органов государственных доходов, ни работники банков второго уровня и отделений «Казпочты». За распространение такой информации предусмотрена уголовная ответственность. Кроме того, субъекты легализации защищены от неправомерных действий со стороны правоохранительных и других государственных органов. К примеру, запрещено заводить уголовные дела или использовать в качестве доказательств по нему сам факт легализации имущества и денег. Легализованное имущество не может быть конфисковано.
Пресс-служба УГД по г. Таразу