Наша страна первой на постсоветском пространстве разработала и приняла Закон «О борьбе с коррупцией» (1998 год), определивший основные принципы антикоррупционного противодействия, устанавливающий виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев представил программу вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, где подчеркнул необходимость последовательной реализации комплексной общенациональной программы борьбы с коррупцией, как с угрозой национальной безопасности и общественной стабильности. Коррупция тормозит процесс социально-экономического развития, строительства рыночной экономики, привлечения инвестиций и негативно воздействует на политические и общественные институты демократического государства, представляет собой серьезную угрозу будущему развитию страны.
Сложность борьбы с этим социальным явлением состоит в том, что коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. В большинстве случаев она не влечет за собой жалоб, так как обе стороны получают выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки не всегда обжалуется, поскольку люди далеко не всегда испытывают доверие к процессу борьбы с коррупцией. И к этому имеются определенные основания как объективного, так и субъективного характера, касающиеся как отечественного, так и зарубежного опыта.
Коррупция в правоохранительных органах гораздо страшнее взяточничества гражданских чиновников и по значимости и по последствиям. Когда речь идет о преступлениях, совершаемых сотрудниками этих органов, это уже само по себе свидетельствует о неординарности таких посягательств. Так, для реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, обеспечения экономической безопасности страны и благосостояния населения РК, Департаментом разработан и утвержден План мероприятий по борьбе с коррупцией на 2013 год. Была проведена работа по выделению основных сегментов деятельности таможенных постов, наиболее подверженных коррупционным проявлениям. В каждом сегменте были определены виды проявлений, причины их возникновения, а также предлагаемые пути решения.
Департаментом таможенного контроля по Жамбылской области с правоохранительными органами области подписаны Планы совместных мероприятий о взаимодействии по вопросам борьбы с коррупционными преступлениями и правонарушениями. В административных зданиях ДТК оформлены информационные стенды с указанием телефонов доверия круглосуточно 34-76-26. Установлен ящик для писем и заявлений по сообщениям и заявлениям, поступающим по этой линии, в результате рассмотрения которых принимаются меры оперативного реагирования и тщательные проверки поступающей информации.
В Департаменте таможенного контроля по Жамбылской области (далее – департамент) в целях обеспечения полного и всестороннего контроля за порядком приема, регистрации, учета и рассмотрения заявлений и сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях и происшествиях на основании Приказа ДТК №202 ку от 08.10.2012 г., создана и действует комиссия по контролю за учетно-регистрационной дисциплиной.
В целях реализации поручений Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, данных на внеочередном XII съезде НДП «Нур Отан» от 15.05.2009 г., в ДТК по Костанайской области согласно создан Общественный консультативный совет по таможенной политике, на заседаниях, которого рассматриваются вопросы повышения эффективности общественных советов по борьбе с коррупцией и их взаимодействия с государственными органами, вопросы изменений таможенного законодательства РК, а также освещается проводимая работа департамента в рамках взаимодействия с филиалом НДП «Нур Отан.
В целях усиления борьбы с коррупцией на постоянной основе в департаменте проводятся проверки, направленные на недопущение сотрудниками неправомерных действий в отношении физических и юридических лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, т.е. проверки, направленные на недопущение необоснованных задержек, волокиты, нарушение служебной этики госслужащими при оформлении товаров и транспортных средств. Так, за 6 месяцев 2013 года в отношении должностных лиц ДТК по Жамбылской области с учетом ОВБ таможни «Кордай» проведено 53 служебных расследования, по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлечено 27 должностных лиц. Собственными силами в отношении должностных лиц ДТК по Жамбылской области возбуждено 5 уголовных дел, из них 3 по ст. 307 ч.2 УК РК и 2 по ст. 316 ч.1 УК РК. Выявлена преступная схема экономической контрабанды - «лжетранзит», возбуждено 16 уголовных дел. Суть контрабандной схемы заключалась в том, что товары народного потребления, следовавшие из Турции через таможенную территорию Казахстана в Кыргызскую Республику, на самом деле не вывозились за пределы нашей страны, при этом государственному бюджету Республики Казахстан был причинен материальный ущерб в виде неуплаты таможенных платежей и налогов в размере 119 860 191 тенге. Указанные преступления были совершены при непосредственном участием должностных лиц т/п «Карасу» и таможни «Кордай», в отношении которых возбуждено 2 уголовных дела по ст. 307 ч. 2 УК РК (злоупотребление должностными полномочиями).
Только совершенствуя структуру государственного управления, улучшая качество предоставления государственных услуг, повышая открытость государственных органов перед обществом, создавая новые эффективные меры общественного контроля, наша республика системно и последовательно сможет разрушить основы коррупции, искоренить причины ее появления. Борьба с коррупцией занимает особое значение в период нарастания глобальных вызовов и давления мирового финансового кризиса. В этих условиях многократно увеличивается ответственность государственных служащих. В связи с чем, для искоренения коррупции необходима мобилизация сил всего общества и каждого гражданина в целом.