Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
К сведению 24 июн, 10:20

Зачем Казахстану нужна формулярная система?

Лекарственный информационно-аналитический центр       

 

На фармацевтическом рынке Казахстана зарегистрировано более 6000 лекарственных препаратов. Безусловно, это расширяет возможности выбора врачей и населения в лечении различных заболеваний. Как же тут разобраться, как сделать правильный выбор лекарственных препаратов?  Для этого, с целью совершенствования лекарственного обеспечения населения Министерство здравоохранения в 2008 году приняло на вооружение стратегию внедрения формулярной системы.

       Эффективность и польза внедрения формулярной системы в систему общественного здравоохранения подтверждена значительным положительным международным опытом – практически во всех странах ближнего и дальнего зарубежья работает формулярная система. Стандартом которой является Национальная система здравоохранения Великобритании, элементы которой приняты и адаптированы в Казахстане. Б. Обама в 2010 году вышел с инициативой внедрения формулярной системы в США. Казахстан опередил Америку на целых 3 года!

       Итак, что же такое формулярная система?

Формулярная система – процесс, включающий в себя отбор из всех имеющихся на рынке страны наиболее фармако-экономически эффективных и безопасных лекарственных средств, разработку и распространение достоверной и объективной информации о лекарствах, обучение медицинских работников, мониторинг правильности использования препаратов и принятие мер предотвращения и исправления ошибок фармакотерапии. Формулярная система облегчает закупки лекарственных средств, уменьшает расходы на них и оптимизирует лекарственную терапию.

       В Казахстане законодательно закреплено 3-х уровневое функционирование формулярной системы по принципу: «снизу-вверх» - медицинские организации – Управления здравоохранения областей – Республиканский лекарственный формуляр. То есть основную решающую роль в этом процессе играют формулярные комиссии и формулярные перечни медицинских организаций, в которых лекарственный формуляр носит ограничительный (закупочный) характер.

       Особенностью формулярной системы Казахстана является то, что Республиканский лекарственный формуляр формируется на основе региональных лекарственных формуляров и лекарственных формуляров медицинских организаций, оказывающих высокоспециализированную медицинскую помощь и носит рекомендательный характер, по своей сути    являясь «побудительным» по примеру Британского лекарственного формуляра. И это большой прорыв в демократизации лекарственного обеспечения! Министерство здравоохранения ушло от диктуемого сверху Списка основных жизненно важных лекарственных средств, который сыграл свою важную историческую роль в переходный период становления Казахстана к повышению роли формулярных комиссий медицинских организаций и «автономности» больниц.

         В этом разрезе важнейшим инструментом оптимизации финансовых потоков в медицинской организации является внедрение Программы оценки использования лекарственных средств. На основе клинико-экономического анализа сразу видно куда, как и насколько целесообразно тратятся бюджетные деньги. Лекарственным информационным центром совместно с Министерством здравоохранения и ведущими фармакологами страны  разработано и распространено во все регионы  методическое пособие: «Программа оценки использования лекарственных средств», где просто и доступно прописана методология проведения ABC-VEN анализа.

       Для повышения «прозрачности» и доступности для населения информации о своих правах в рамках ГОБМП лекарственные формуляры больниц, поликлиник, врачебных амбулаторий размещены в доступных для населения местах и сайтах медицинских организаций. Помимо этого, законодательно определено, что формулярные перечни различных уровней не имеют статичный характер, ревизия и внесение изменений в которые должны происходить не менее 1 раза в квартал в медицинских организациях и в Республиканском лекарственном формуляре 2 раза в год.

       Хотелось бы отметить, что при внедрении любой реформы всегда имеются и сторонники и оппоненты. И это нормально, т.к. только при широком обсуждении и формируется действительно правильная модель работы, если конечно, критика носит конструктивный созидательный характер, а не по принципу: «бей, круши, все плохо и т.д.». При общем позитивном принятии обществом развития формулярной системы оппоненты разделились на два лагеря - одни требуют полной свободы в назначениях лекарственных средств, другие наиболее рьяные сторонники «доказательной медицины», наоборот, требуют радикальных изменений «здесь и сейчас», не принимая во внимание приверженность большого количества врачей и пациентов к тем или иным стратегиям медикаментозного лечения. В связи чем, в 2010 году было приостановлено развитие формулярной системы, но реальная жизнь показала крайнюю необходимость в этой стратегии.

        В настоящее время, Республиканской формулярной комиссией Министерства здравоохранения была принята поступательная, «эволюционная»   стратегия  совершенствования формулярной системы с широким обсуждением наличия тех или иных лекарств в Республиканском лекарственном формуляре с медицинской общественностью и ведущими специалистами страны в различных областях медицины.  Так как только поддержка медицинских работников и принятие ими принципов «жесткого» отбора лекарственных средств в формуляры и рационального их использования будет способствовать повышению эффективности общественного здравоохранения. Ведь изменение мышления, привычных схем лечения не происходит внезапно, к сожалению, чудес не бывает. Например, Британская формулярная система начала свое развитие в 1947 году и только в последнее десятилетие благодаря совместным усилиям врачей, ученых, менеджеров здравоохранения имеет тот формат, который мы видим.

        Ориентиром при выборе лекарственных средств для формуляра является обоснованная потребность, привычная клиническая практика данной организации, а в качестве рекомендаций при включении тех или иных лекарственных средств в формуляр   можно использовать  Модельный формуляр ВОЗ, Британский формуляр, библиотеку Кокрановсого сотрудничества и иные источники доказательной медицины. 

        И всегда нужно помнить, что можно и нужно сделать самый идеальный формулярный перечень – но, что не менее важно - правильно использовать лекарственные средства только по тем показаниям, при которых они будут эффективно «работать». Для чего и был создан Республиканский формулярный справочник под редакцией проф. Гуляева А.Е. и проф. Ермекбаевой Б.А. (1-е издание, 2009 год), где возле каждого показания к применению лекарственных препаратов проставлены так называемые «индексы доказательности». И уже сам врач выбирает показания к применению с индексами доказательности А и В (высокий и средний уровень доказательности). Для многих врачей бывает открытием, что некоторые препараты, широко ими применяемые при некоторых показаниях имеют индекс С или D, то есть не имеют серьезной доказательной базы.

       Примером тому служат, так называемые «средства, влияющие на метаболические процессы», «гепатопротекторы», которые широко используются врачами практически при всех болезнях, но имеют среднюю «доказательность» только при очень ограниченных показаниях. И тут вопрос: стоит ли широко, без соответствующей необходимости применять эти препараты (и тратить бюджетные средства) – конечно, нет, а стоит ли полностью исключать их из списка, лишив возможности определенной группы пациентов получать эти лекарства – тоже нет? И еще вопрос, что предложить этим пациентам? Тем более, что в ряде случаев пациенты ультимативно требуют назначение того или иного препарата и обязательно в больнице нужно «прокапаться»! Поэтому врач должен очень четко осознавать ограничения к применению препаратов, которые он прописывает своим пациентам. Ведь вся ответственность за качество лечебного процесса лежит именно на враче.

        И здесь очень важно, чтобы каждая медицинская организация, каждое отделение в больнице имело не только формулярный перечень, но и формулярный справочник лекарственных средств, т.к. только доскональное знание ограниченного количества лекарств с позиций «доказательной медицины», используемых постоянно, позволит выбрать наиболее приемлемое лечение для каждого пациента. За основу может быть взят Республиканский формулярный справочник. Конечно, все требует совершенствования с учетом постоянных изменений в фармации, и в настоящее время ведущими клиницистами и фармакологами страны проводится работа по внесению изменений и дополнений в 1-е издание Республиканского лекарственного формуляра.

       Конечно, развитие формулярной системы в Казахстане только в самом начале пути. Существует ряд проблем, которые нужно решать. Особенно остро ощущается нехватка клинических фармакологов в медицинских организациях, клинических фармацевтов вообще нет. Между тем, интеллектуальный и образовательный потенциал отечественных ВУЗов предполагает решение этого вопроса в ближайшее время. Во всех областных центрах с октября 2011 открыты Лекарственные информационные центры, где врачи, организаторы здравоохранения и провизоры могут получить достоверную информацию о лекарственных средствах.

       В заключении необходимо отметить, что к настоящему времени существует совершенно явная уверенность, что казахстанские лекарственные формуляры в ближайшем будущем будут отвечать всем международным стандартам. И ведущую роль в развитии формулярной системы должны играть образовательные и разъяснительные программы для врачей и пациентов, а не только и не столько административные запреты. Особенно в вопросах так называемой «доказательной медицины». Лао Цзы в свое время писал: «Народ можно принудить к послушанию, а к получению знаний – нет». В этом направлении, в повышении уровня профессиональной грамотности медицинских работников и должны работать сообща специалисты различных структур – сотрудники медицинских академий, национальных центров, лекарственных информационных центров и центров доказательной медицины. 

 

Лекарственный информационно-аналитический центр предоставляет достоверную информацию о лекарствах, возможных побочных действиях и взаимодействии      препаратов – бесплатно! Мы работаем во благо населения!

Звоните в будние дни с 09.00 до 18.30 по времени Астаны

телефон по г. Тараз 51 62 09,

Call-линия 8 800 080 88 87 (звонок по Казахстану бесплатный)

                                                  www.druginfo.kz