Казахстанцы не читают подписанные ими договоры с финансовыми институтами. Об этом на брифинге в Алматы заявил начальник управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций НБ РК Александр Терентьев, передает корреспондент Tengrinews.kz. Он привел статистику обращений граждан в финансовый регулятор. По его информации, за последние шесть лет в Нацбанк было более 34 тысяч обращений физлиц.
Терентьев подчеркнул, что количество обращений имеет тенденцию к росту, но это не означает количество роста нарушений. "Только за восемь месяцев 2016 года их поступило 5 470. Это не значит, что вырастает количество нарушений. За шесть лет мы применили 302 ограниченные меры воздействия. Я, к сожалению, хочу констатировать, что из 100 процентов обращений мы в 80-85 процентах случаев не выявляем нарушений прав потребителей финансовых услуг, а мы видим низкую платежеспособность. Не всегда способны прочитать тот договор, который заключается", - сказал Терентьев.
Он привел пример, когда казахстанцы не совсем внимательно изучают финансовый продукт перед принятием решения о его использовании. "Онлайн кредитование - все шикарно, когда читаешь. Но нигде не написано, что в случае просрочки человек выплачивает минимум 5 000 тенге в месяц. Это скрытая информация. Но это очень популярно у населения", - сказал Терентьев.
По его словам, сейчас планируется перестроить работу Нацбанка на превентивное выявление потенциальных проблем на финансовом рынке. "Любой надзор в любой стране мира он всегда опаздывает. Мы радуемся росту кредитования росту количества выданных займов, покупкам, которые происходят. Мы радуемся, когда все хорошо. К сожалению, мы видим, что в случае возникновения каких-либо сложных ситуаций в экономике происходит снижение достатка, платежеспособности, рост социальной напряженности. Поэтому всегда у нас все было хорошо, потом случается плохо, потом проводится анализ, принимаются законодательные меры, позволяющие не допустить те самые проблемы, которые возникали в прошлом. Мы хотим, чтобы 80 процентов усилий Нацбанка шли на аналитику - создание системы анализа, сбора информации, которая позволит нам не бить по хвостам, а предвидеть события, которые могут произойти в будущем", - сказал он.
Терентьев привел пример предлагаемых изменений. "Очень хорошо, когда продукт год два проработал, три поработал, была куча проблем, появились пострадавшие, затем регулятор принимают меры. Мы хотим, чтобы мы осуществляли анализ финансовый продукта. Продукт запретили, в месячный срок его проанализировали, мы видим, что продукт нарушает законодательство, и мы будем иметь право запрещать действие этого продукта со всеми вытекающими последствиями", - сказал он.
Алишер Ахметов