У казахстанцев должна появиться привычка проверять кредитную историю - Нацбанк
Проверка кредитной истории должна войти в привычку для казахстанцев, также как это произошло с проверкой наличия неуплаченных штрафов перед заграничной поездкой. Об этом на брифинге в Алматы заявил директор Департамента методологии финансового рынка Нацбанка РК Нурлан Абдрахманов, передает корреспондент Tengrinews.kz. Он подчеркнул, что значение кредитной истории будет преобладать везде, где казахстанцы пользуются какими-либо финансовыми услугами, в том числе и в получении услуг страхования.
Также Абдрахманов заявил, что будут приняты меры по повышению прозрачности работы кредитных бюро. "Правильно будет подойти к тому, чтобы больше заемщиков интересовались о своей долговой нагрузке. Все проверяют, нет ли задолженности по штрафам перед командировкой. Также должна быть такая же привычка проверять свою кредитную историю. Если возникает просрочка, то должна информация приходить", - сказал он. Также он отметил, что в Казахстане должен развиваться интерес граждан к скорингу - оценке своей кредитоспособности.
Абдрахманов подчеркнул, что сейчас в стране значительно изменился профиль заемщика. "Раньше мы говорили про то, что заемщик по объективно неожиданным или случайным событиям попадает в долговую нагрузку. И нужны были оперативные меры, чтобы потушить эту проблему. Сейчас пять миллионов человек имеют банковские займы - 4 триллиона тенге. Около одного миллиона - физлица с просрочкой более 90 дней и эта цифра растет. Еще я указываю на то, что у нас растет количество людей, которые имеют не один, а несколько займов. К примеру 1,756 миллиона заемщиков имеют по два и более договоров банковского займа. Заемщики потребительских кредитов - 24,4 процента имеют просрочку более 90 дней. По ипотеке это число 14 процентов. Еще один момент - у 227 тысяч человек ежемесячные платежи превышают 50 процентов зарплаты", - сказал он. При этом, по его словам, из 700 тысяч проанализированных проблемных заемщиков добросовестные составляют только 23 процента. "Скрывающиеся и с мошенничеством - 64,1 процента. Мнимые доходы и недобросовестные - 4 процента. И недобросовестные - 8,1 процента. Профиль поменялся", - сказал Абдрахманов.
По его словам, к недобросовестным и добросовестным заемщикам должно быть разное отношение. "Если заемщик добросовестный - наибольший режим законодательной защиты должен распространяться. Если это недобросовестный заемщик - сложно сказать, что он должен иметь такие же права. Новая концепция ответственного кредитовании предполагает не только ответственность со стороны банка. По отношению к заемщику банк раскрывает всю необходимую информацию, чтобы заемщик мог оценить свои риски и возможность получения займа. Но есть и другая сторона, которая говорит, что и заемщик должен быть ответственным. Ответственно брать кредит, понимать, что он знает своих доходы, готов раскрывать сведения. Добросовестно раскрывает всю информацию для банка, чтобы банк оценил его кредитоспособность. Планируем, что дальнейшие меры будут исходить из того, что концепция ответственного кредитования будет реализована", - сказал он. В частности, по его словам, планируется изучать ситуации, насколько объективно банк подходит к вопросу реструктуризации кредита.
Также планируется добиться, чтобы банки разъясняли причины отказа в выдаче кредита. "Важно, чтобы банк сообщал заемщику, на каком основании он дает отказ. Чтобы это не был просто отказ. Не хватает доходов - так и должен написать. Если заемщик вдруг пропустил и не понял простые правила бюджетирования, то банк должен сказать - вот твои расходы. Мы уже знаем, что вы вынуждены платить коммунальные услуги и прочее, в итоге у вас чистый доход не позволяет платить - вот это должно быть прямо сказано", - подчеркнул представитель Нацбанка РК.
Алишер Ахметов