Аким Алматы Бауыржан Байбек во время презентации генерального плана развития города сообщил премьер-министру РК Кариму Масимову о необходимости уплотнять застройку в мегаполисе. В беседе с корреспондентом Tengrinews.kz архитектор и профессор Казахской головной архитектурно-строительной академии (КазГАСА) Павел Савранчук рассказал, чем чревато уплотнение застройки в Алматы.
Напомним, Байбек на встрече с премьером-министром объяснил, что была проведена работа по сравнению Алматы с другими мировыми мегаполисами. "С учетом принятия схемы агломерационного развития, алматинская агломерация занимает второе место после нью-йоркской. Она в 1,5 раза больше лос-анджелесской. При этом плотность населения Алматы составляет 30 человек на 1 квадратный метр. Этот показатель в 15 раз ниже, чем, например, в токийской агломерации, и в 10 раз ниже, чем в московской. То есть на большой территории очень низкая плотность, и сегодня, с учетом стандартов СНИП, нужно увеличивать плотность застройки. Это позволит более экономно развивать территорию в целом", - сказал тогда аким.
По словам Савранчука, необходимость в любом масштабном уплотнении застройки сложившегося мегаполиса всегда возникает вследствие плохого и хаотичного управления городом. "Это вынужденная мера. Увеличению плотности застройки должна предшествовать деятельность по развитию транспортной инфраструктуры, инженерного обеспечения, социального, культурного, рекреационного благоустройства территорий, создание рабочих мест. Само по себе уплотняющее строительство - это порядка 15-20 процентов градообразующей деятельности", - пояснил архитектор, добавив, что уплотняться масштабно должна не городская застройка, а система расселения агломерации.
"Уже не одно десятилетие власти говорят о запуске электрички, которая бы связывала Алматы с малыми городами и поселками вдоль горной гряды. Пока никакого продвижения по этому вопросу нет, а это главный момент в создании сбалансированной городской агломерации с производственно-жилыми образованиями, связанными общим транспортным коридором", - отметил Савранчук.
По мнению архитектора, плотность населения в других городах не может быть ориентиром для Алматы. "Это глубоко индивидуально, экологическая ситуация нашего города плюс сейсмическая активность - это очень жесткие ограничивающие факторы и пренебрежение ими большая ошибка, если не хуже", - считает собеседник. Он пришел к выводу, что нужно формировать современную городскую агломерацию на основе развития малых городов и поселков, связанных устойчивым транспортным коридором, к примеру, электропоездами.
Еще один архитектор, основатель и руководитель дизайн-студии Levelstudio Бекзат Аманжол, также придерживается мнения, что каждый мегаполис имеет свой особенный путь развития и сравнивать Алматы с другими городами, тем более с Нью-Йорком, нельзя. "Нужно учитывать огромное количество факторов, влияющих на развитие города: культурных, экономических, экологических, особенности ландшафта и так далее. Для меня ключом решения многих задач является статус города, а также вектор его развития. На культурный и финансовый центр, как было провозглашено, Алматы точно не похож. Туризм мог бы быть хорошим вектором по той причине, что наш регион имеет хороший потенциал, но для этого нужно развивать туристическую инфраструктуру", - подчеркнул архитектор.
При этом, по его словам, в Алматы сосредоточен очень крупный частный жилой массив, который до сих пор не обеспечен централизованной системой инженерных коммуникаций. "Люди топят свои дома твердым топливом, а в туалет ходят во двор. Может, нужно решить эту проблему?" - задался таким вопросом собеседник.
Ранее архитектор и профессор Казахской головной архитектурно-строительной академии (КазГАСА) Павел Савранчук заявил, что участившиеся подтопления Алматы во время ливневых дождей - это результат бездействия властей. По его словам, власти вопросам системы водоотведения дождевых вод не уделяют должного внимания.
Кроме того, в качестве еще одной причины, которая повлияла на то, что Алматы стало подтапливать чаще, собеседник назвал массовую застройку. "Город активно уплотняется, активно покрывается всевозможными асфальтовыми и тротуарными покрытиями, которые не впитывают воду, они не способствуют тому, чтобы вода уходила в почву, и все это стекает в нижнюю часть города, причем катастрофический сброс происходит. Вода соскальзывает с непроницаемых поверхностей, и совершенно не продумано, куда ее дальше направить", - пояснил архитектор.
Василина Атоянц