Июньские интервенции Нацбанка: каким был бы курс без участия финрегулятора в торгах
21 и 22 июня Нацбанк РК осуществил продажу 101 миллиона долларов с целью ограничения волатильности тенге на внутреннем рынке. Корреспондент Tengrinews.kz спросил мнения экспертов, каким был бы курс тенге, если бы финрегулятор не стал проводить валютных интервенций.
Напомним, 21 июня цена на нефть марки Brent достигла минимального значения с начала года, снизившись до уровня менее 45 долларов за баррель на фоне опасений по поводу сохраняющегося глобального перенасыщения рынка нефтепродуктов и эффективности договоренностей ОПЕК. Курс российского рубля незамедлительно отреагировал на изменения фундаментального фактора, последовало ослабление валюты до 60 рублей за один доллар.
Экономист Astana Best Consulting Group Арман Байганов уверен, что если бы финрегулятор не стал участвовать в торгах, тенге, вероятно, ожидало бы намного более значительное ослабление.
"В случае если бы Нацбанк не проводил валютные интервенции, то высока была бы вероятность сегодня увидеть курс в пределах 340 тенге за доллар США. Это было видно по объемам торгов", - поделился мнением Байганов.
Вместе с тем экономист добавил, что финрегулятор принял правильное решение, не дав спекулянтам обвалить курс тенге. Однако уже сегодня рубль на ММФБ упал на один процент, что может вызвать новое снижение нацвалюты.
"Чем дальше, тем больше придется тратить Нацбанку валютные резервы. Вопрос, как долго это будет продолжаться. Рубль за последний месяц от пика укрепления просел на 9 процентов, а тенге - только на 6 процентов. Вот эта разница примерно в 3 процента была покрыта интервенциями Нацбанка", - отметил Байганов.
В свою очередь, доктор делового администрирования Ерлан Ибрагим считает, что, проводя валютные интервенции в июне, Нацбанк "действовал избыточно". Эксперт придерживается мнения, что раз уже в Казахстане были приняты правила рыночной экономики, и тенге стал приравниваться к резервной валюте, этот параметр надо выдерживать.
"Это было заметно (избыточные действия Нацбанка РК - прим. ред.), потому что если просто посмотреть на изменения курса рубля на фоне падения цены на Brent в тот период, сразу будет видна диспропорция. Можно было бы допустить плавное ослабление, чтобы выдерживать хотя бы кросс-курс на рубле. Предполагаю, что ничего страшного бы не случилось, если бы опустили курс ближе к 330. Одно дело, когда ты бьешься за 324, нужно положить 100 миллионов, другое дело, когда ты плавно отпускаешь. Потому что купить по 320 есть десять желающих, а купить по 330 уже два желающих", - прокомментировал Ибрагим.
Говоря о негативных моментах отхода Нацбанка РК от правил свободного курсообразования, Ибрагим отметил, что финрегулятор своими действиями неоправданно истощает валютные запасы, а в экономике страны накапливается дисбаланс.
"Центробанк России в свое время получил очень серьезный урок. В 1998 они чуть не похоронили экономику, потому что ЦБ увлекся долговыми бумагами, что фактически привело к дефолту страны. С тех пор ЦБ России более или менее придерживался рыночного формирования курса рубля к резервной валюте. А Казахстан такого урока не получил, хотя формально его, может, и понимает. Из-за искусственного формирования курса накапливается очень серьезный дисбаланс в экономике. Мы получаем искривленную ситуацию в торговле с Россией, которая является крупнейшим торговым партнером Казахстана по сделкам. К слову, там тоже уже не совсем корректен сформированный курс", - Ибрагим.
Напомним, 22 июня, делая прогноз, Арман Байганов поделился мнением, что при цене на нефть в 40 долларов курс нацвалюты может снизиться до 350 тенге за одного "американца".
292