Руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Максут Исахов в интервью Tengrinews.kz рассказал подробности строительства легкорельсового транспорта и станций метрополитена в южной столице.
"Проект ЛРТ мы очень долго обсуждали, - рассказал Максут Исахов. - Семь лет обсуждал акимат. Когда вышли на финишную прямую, два раза произошла девальвация, доллар вырос. Аким нам поставил задачу, чтобы мы выбрали такую модель, которая будет не очень дорогой и возврат не ложился бременем на городской бюджет. Мы с консультантами долго думали. Сейчас дан официальный старт проекту. Мы запускаем корректировку технико-экономического обоснования (ТЭО), потому что курс доллара устарел и некоторые технические моменты дорабатываем, решаем по ширине колеи, она должна быть узкой или широкой, маршрут немного изменить".
По словам Максута Исахова, корректировка технико-экономического обоснования будет проводиться после определения подрядчика через конкурс.
"Сейчас мы изучили опыт и строительство ЛРТ во всем мире и выбрали, как нам кажется, самый оптимальный вариант с частичным финансированием государства и частного инвестора. Если будет строить только инвестор, проект получается дорогим. Потому что все риски ложатся на государство. Когда мы строим совместно с инвестором, проект получается в 2,5 раза дешевле. По подсчетам, если бы строил частный инвестор и мы ему возвращали деньги, то нам проект обошелся бы в 346 миллиардов тенге, а если мы будем частично финансировать и частично инвестор, то тогда обойдется в 217 миллиардов тенге. Представляете разницу?! Где-то 140 миллиардов", - пояснил Максут Исахов.
Максут Исахов отметил, что в новом варианте проекта строительства ЛРТ риски будут поделены между государством и акиматом.
"В старом проекте было так: один строит, другой покупает состав, третий эксплуатирует. Мы сейчас хотим, чтобы инвестор, который строил, покупал сам состав и 30 лет эксплуатировал. Если он знает, что будет эксплуатировать 30 лет, то и строить будет для себя, то есть качественно и вагоны возьмет хорошие. Большое количество риска мы возложили на инвестора. Мы - государство - будем нести риск пассажиропотока, то есть мы берем на себя обязательство обеспечить определенное количество пассажиропотока. А инвестор берет на себя обязательство по качеству строительства. Кто будет инвестором, решится на конкурсе, который мы надеемся провести в конце года", - объяснил Максут Исахов.
Что касается финансирования проекта ЛРТ, Максут Исахов сказал следующее: "По строительству инфраструктуры, рельсов - 80 процентов финансируем мы, 20 процентов - инвестор. По покупке состава и эксплуатации наоборот: 80 процентов денег инвестора, а 20 процентов наши. Это примерно 50 на 50 получается. Потому что стоимость строительства, покупки вагонов и эксплуатации примерно одинакова".
"Если все пойдет по плану, то в 2021 году запустим ЛРТ. Потому что конкурсные процедуры, согласно международным стандартам, очень долгие", - добавил Максут Исахов.
Максут Исахов сообщил, что параллельно со строительством двух станций метро "Достык" (на пересечении проспекта Абая и улицы Момышулы) и "Сарыарка" (возле входа в Family Park), которые планируется сдать к 2020 году, начнется строительство ветки в сторону микрорайона "Калкаман".
"В этом году аким переговорил с правительством. Нам в этом году из республиканского бюджета выделили в два раза больше денег, чем в прошлом году. Мы продолжаем строительство двух станций. В прошлом году было 5,5 миллиарда, в этом году 12 миллиардов тенге. Параллельно мы сейчас, не заканчивая строительство двух станций, хотим начать строительство третьей станции на Калкамане. Аким в этом году выделил деньги, мы сейчас разрабатываем проектно-сметную документацию (ПСД) строительства ветки до больницы в Калкамане. Сейчас проведем конкурс, на следующий год получим ПСД и пока не закончили эти станции, как только техника и оборудование освободятся, мы их перекинем на строительство ветки в Калкаман", - заключил Максут Исахов.
295