"Чапаны не должны изготавливаться в виде китча". Историк о лучшем подарке с колоритом
Пока в социальных сетях набирают обороты мемы c актером Николасом Кейджем в казахском национальном костюме, пользователи спорят о значимости чапана (шапана) в сегодняшних реалиях. Некоторые казахстанцы считают, что национальная одежда теряет свой традиционный облик и смысловое значение. Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев заявил, что намерен каждому гостю своего ведомства дарить только чапаны. Корреспондент Tengrinews.kz побеседовала с кандидатом исторических наук Зубайдой Сурагановой об истории чапана и его роли в обрядах жизненного цикла казахов.
По словам ученого секретаря Национального музея РК, кандидата исторических наук Зубайды Сурагановой, чапан относился к престижным дарам казахского народа, в переводе с арабского чапан – это верхняя одежда с рукавом. Он не только олицетворял договоренность между сторонами жениха и невесты о предстоящей свадьбе, но и преподносился во время поминальных обедов. Чапан относился к числу значимых даров в поминальной и свадебной обрядности.
"В рамках похоронно-поминальных традиций у казахов, чапаны дарили в знак уважения и почтения на больших поминальных тризнах – ас в честь социально значимых индивидов. Так, в замечательной работе Е. Смагулова "?аза?ты? ас беру д?ст?рі" только на одном ас известной в степи личности - Сагная были подарены 500 бухарских чапанов", - говорит историк.
В рамках сватовства на сговоре – айттыру, сват со стороны жениха – жаушы приезжал в аул невесты с предложением о браке и вручал отцу невесты подарок "каргы бау", а взамен получал "шеге шапан", что буквально обозначает чапан-гвоздь. С этого времени невеста считалась сговоренной "айттырылган". "Шеге шапан" таким образом скреплял намерения двух семейств, двух родов, поскольку у казахов браки имели экзогамный характер.
"С другой стороны чапан выполнян роль "айып", и выполнял роль возмещающего дара", - рассказала историк.
Прежде чапан был неотъемлемой частью наряда, его носили и мужчины и женщины. Обычно чапаны дарили, в первую очередь, гостям, мужчинам и женщинам преклонного возраста. Чапан дарили для того, чтобы его носили.
Зубайда Сураганова отметила, что чапан у казахов имел достаточно простой крой – удобный в носке и повседневной жизни. "У настоящего казахского чапана кройка очень простая. Был парадный чапан с длинными невтачными рукавами, и повседневный, с более коротким рукавом и покороче, в котором было удобно в седле. Сегодня все зависит от того, как подойдет мастерица к этому делу. Я знаю свадьбы, которые проходят в селах, где изготавливают до 60 чапанов, которые раздают гостям. Их шьют с учетом того, кому должны быть подарены эти вещи. Шьют их из плюша с сатиновой или ситцевой подкладкой. На продажу же чапаны шьют из синтетики и главное здесь – его реализация, качество зачастую остается на втором плане", - объяснила спикер.
Ученый секретарь Нацмузея считает, что сейчас в Казахстане тенденция дарения чапанов очевидна. По ее словам, чапаны не должны изготавливаться в виде китча, дизайн должен быть лаконичнее, менее кричащим. Сейчас по мнению историка, некоторые чапаны изготавливаются из некачественных материалов, делая вещь непрактичной.
"Есть подарочные чапаны, которые являются художественными произведениями искусства. Стоят они очень дорого. Это очень престижные вещи, к которым на самом деле будут относится бережнее и передавать из поколения в поколение.
Я думаю нашим ремесленникам, кто занимается изготовлением чапанов нужно сделать так, чтобы эти они отличались удобством. Пусть он будет из войлока, яркой вещью, допустим для молодежи, но чтобы можно было его дальше использовать в быту, носить как верхнюю одежду. Когда вещь изготовлена в виде кричащего китча или сшита из некачественных материалов, ее невозможно носить. Вроде подарили чапан, а одеть некуда, это правда. Думаю надо повлиять на социально-культурную среду, на тех мастеров, которые вовлечены в сферу производства чапанов. Убедить их в том, что эти вещи должны быть удобными в первую очередь, и возможно красивыми. Это красота должна быть сдержанной, в рамках традиций. Отсутствие лишних финансов приводит к тому, что люди стараются соблюсти традиции, "ырымын жасауга", а какая это вещь, будут ли ее носить, смогут ли ее носить, это уже вторично. Другое дело - это высокая цена за хороший чапан, потому что это большой труд, время, оформление, дизайн. С другой стороны, если бы мастера изготавливали такие вещи, то мы обязаны поощрять их творчество и соответственно приобретать их, поскольку они комфортны, практичны и красивы. К тому же это могут быть эксклюзивные образцы. Конечно, не каждый может позволить купить такие вещи. Но все-таки желательно было бы эту традицию перевезти в художественно-промысловое русло, и тогда она сохранится. И тогда станет понятно, что такой чапан нужно дарить по особым случаям", - добавила историк.
Зубайда Сураганова отметила, что чапан является лучшим подарком с этническим колоритом, для зарубежных гостей в том числе.
"Известно, что чапаны дарят на самом высоком уровне. Так, в 1990 году президент США Буш-старший поблагодарил в своем письмо от 10 августа нашего Главу государства за
"красивую куртку" - так он назвал чапан, изготовленный из тончайшего войлока. Главы зарубежных стран обычно преподносят своим коллегам подарки, имеющие этнический колорит. И это международная практика", - говорит она.
Историк считает, что традиция дарения чапана непременно должна оставаться в жизни современных казахстанцев.
"Думаю, что это очень хорошая традиция. Я за то, чтобы чапан оставался даром для гостей, потому что он имеет этнический колорит, это традиции из глубокой древности. Тот, кто дарит, должен понимать, что вещь должна быть носибельной, удобной, красивой, а не такой, чтобы ее просто повесили в шкаф или передарили", - подчеркнула кандидат исторических наук.
240