Технологии 10 июн, 20:43

Откуда происходит казахский род кожа: Ученые провели исследование

Откуда происходит казахский род кожа: Ученые провели исследование © Shamil Zhumatov/Reuters

Международная группа ученых провела крупнейшее исследование генофонда Средней Азии и обнаружила, что его структура зависит не от разнообразного географического ландшафта, а от того, чем занимаются народы: земледелием или же кочевым скотоводством. Как показало сравнение двух последних экспансий - арабов и монголов - первые, принесшие сюда ислам, не оставили значимого следа в генофонде, тогда как вторые оставили в нем мощный след, но не отразились в двух таких важнейших проявлениях культуры, как язык и конфессия. Свои выводы генетики изложили на страницах журнала Scientific Reports, сообщает Indicator.Ru.

Предметом изучения стал генофонд популяций Трансоксианы - исторической области Центральной Азии. Она охватывает территории Узбекистана, западного Таджикистана, западного Кыргызстана, северо-восточного Туркменистана и южного Казахстана.

Вдоль рек и в предгорьях здесь плотно расселены дунгане, казахи, каракалпаки, кыргызы, туркмены, узбеки. Эти народы различаются по традиционному хозяйственно-культурному укладу: одни - земледельцы, другие - скотоводы-кочевники.

Откуда происходит казахский род кожа: Ученые провели исследование

Генофонд популяций региона исследовали по Y-хромосоме, которая в большей степени, чем остальные части генома, отражает разнообразие населения. Как показали авторы, более половины всего Y-хромосомного генофонда Трансоксианы приходится на три гаплогруппы (варианта): С2-М217, R1a1a-M198 и Q-M242. Но генетические портреты популяций своеобразны: С2-М217 составляет две трети генофонда южных казахов; R1a1a-M198 часто встречается у узбеков и дунган; на Q-M242 приходится три четверти генофонда туркмен. Генетические портреты родоплеменных групп еще более своеобразны: С2-М217 составляет 88 процентов в казахском племени Конырат, С2b1a2-М48 - 75 процентов у казахского клана Алимулы, Q-M242 -71 процентов в туркменском племени Йомуд.

Одна из задач генетиков состояла в том, чтобы найти в генофонде Трансоксианы следы двух последних волн завоеваний - арабов и монголов. Изучение гаплотипов (более дробные варианты Y-хромосомы в пределах гаплогрупп) выявило интенсивный поток генов из Монголии в Трансоксиану: это указывает на мощную миграцию населения. Однако она не сопровождалась культурной экспансией (сменой языка или религии), поскольку большинство популяций Трансоксианы говорит на тюркских, а не на монгольских языках и принадлежит к исламу, а не буддизму. Среди выявленных четырех "гаплотипов-основателей" (вариантов Y-хромосомы, от которых путем мутаций произошли остальные) оказался и известный "протомонгольский гаплотип": предполагается, что он был унаследован Чингисханом, его потомками и другими родственниками по отцовской линии.

Откуда происходит казахский род кожа: Ученые провели исследование

В традиционной казахской генеалогии считается, что родоплеменные группы кожа и сунак (кланы степного духовенства) происходят от близких родственников пророка Мухаммеда по мужской линии. Ученые проверили это предположение генетическими методами. Однако общего предка по "отцовским" линиям Y-хромосомы у этих кланов не оказалось. "Видимо, изначально генеалогия степного духовенства была основана не на биологическом родстве, а на духовном наследии от учителя ислама к его ученикам. Лишь позднее - с принятием ислама в качестве государственной религии в Золотой Орде и ростом социального статуса кланов кожа и сунак - эта духовная цепочка стала сопровождаться биологическим родством", - говорится в статье.

130